Панически боюсь собак.

Вопрос психологу:
Во втором классе меня покусала собака. Сами укусы помню плохо, зато хорошо помню ситуацию. Детский кружок, который мы в тот день посещали с тетей, имел смежный коридор и единый выход с жилой квартирой, где обитала немецкая овчарка (как в подъездах, когда несколько соседей отгораживают дверью часть этажа). Собственно, эта собака и набросилась на меня в запертом коридоре, ее хозяйка стояла и таращилась, тетя пыталась прикрыть меня собой и кричала, чтоб я открыла дверь, а я никак не могла открыть сложный замок на двери трясущимися руками. Фобия проявилась не сразу, несколько месяцев я к собакам относилась по-прежнему ровно. Потом странным образом наступила реакция. Я до истерики отказывалась выходить на улицу, если слышала лай. Каждое последующее лето я практически не выходила на улицу. Сейчас мне 26 лет, и не могу сказать, что стало лучше. Я боюсь любых собак, даже крохотных. Я боюсь заходить в подъезды, я не хожу одна в парки, я боюсь ходить по дворам и прочим вероятным местам выгула/присутствия собак. Когда иду, постоянно настороженно озираюсь, как зебра на водопое и обхожу собак любых размеров так далеко, как это возможно. Я всеми способами стараюсь избежать любых пересечений с собаками. Если собака все-таки приближается, у меня начинается паника. Я не контролирую свои действия. Я ощущаю неописуемый ужас, я начинаю дрожать всем телом, потеть, задыхаться, плакать, умолять хозяина убрать собаку, или твердить "пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, давай уйдем отсюда", если я с кем-то иду. После такого происшествия у меня долго колотится сердце, очень сильно дрожат руки и ноги, и клацают зубы. Естественно, такие фокусы со стороны выглядят очень странно и глупо, и редко встречают понимание как у моих друзей, так и у хозяев собак. Почему я до сих пор не обратилась к специалисту, спросите Вы? Мама водила меня к детскому психологу, где я проходила целый курс терапии, занятий 10-15, не меньше, точно я не помню. Я помню, как просили нарисовать страшную собаку, потом добрую собачку, потом еще несколько рисунков в тех же вариациях страха-спокойствия, трусости-героизма, а остальные занятия объясняли, как успокоить дыхание, и самому успокоиться. "Я растворяюсь в лучиках света", "мое сердце спокойно, я отдыхаю", и тому подобное. Я до сих пор иногда пользуюсь теми практиками, когда не могу уснуть, но когда у меня начинается паника и истерика при встрече с собакой, ничего из изученного мной, к сожалению, не помогает. Таким образом, после прохождения описанного курса, у меня появилось известное недоверие к результативности психотерапевтической помощи. Я не понимаю, как вообще можно устранить, или хотя бы сгладить эту фобию. И я не знаю, что делать. Хотела бы я, как все остальные люди, ходить где угодно, не испытывая постоянного напряжения, не переходить улицу каждый раз, как вижу собаку, и не стоять, дожидаясь, пока хозяин с собакой нагуляется, и освободит мне проход к дому.
Если бы дело касалось только меня, я бы перетерпела, потому что уже привыкла, но я скоро собираюсь завести ребенка, и последнее, что я хотела бы ему передать- это дурацкую фобию. Пожалуйста, подскажите, что с таким случаем можно сделать.
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте , Анна!
Итак, страх…. Это отрицательная эмоция, которая играет важную роль в удовлетворении такой базовой потребности человека, как безопасность. Страх возникает, когда грозит реальная или воображаемая опасность , чтобы спасти и сохранить свою жизнь. То есть как мы видим, страх-эмоция нужная.
Но, как говорится, всё хорошо в меру.
Ваш страх -воображаемая опасность – это следствие травматической ситуации в детстве. Его суть заключается в том, что он связан с определённым предметом (собакой) и Вы не можете с ним самостоятельно справится. Вы живёте в состоянии стресса, который перерос в невротическое состояние,что в свою очередь является защитной реакцией организма на мнимую угрозу. Вследствие этого возникают психосоматические симптомы, (« Я ощущаю неописуемый ужас, я начинаю дрожать всем телом, потеть, задыхаться, плакать, умолять хозяина убрать собаку,..»), панические атаки («Если собака все-таки приближается, у меня начинается паника. Я не контролирую свои действия»).
Но, критично оценивая ситуацию, Вы понимаете, что собака, которая гуляет с хозяйкой на поводке, вовсе не собирается на вас набрасываться.
Ваш страх-это Ваш «хозяин», а Вы его «рабыня». Он властвует над Вами, а вы ему подчиняетесь. Он ликует и радуется, превращаясь в мощное оружие против Вас. Он растёт в Вашем разуме, но как только Вы начнёте действовать, а не «идти у него на поводу», он сразу исчезнет. Получается, что страх- это Ваша иллюзия ( ложное восприятие действительности).
Анна! Вы должны понять, что только Вы и никто другой не смогут справиться с Вашим страхом. Отнеситесь к нему, как к сопернику на поле битвы: либо он Вас , либо Вы его. И начинайте бороться, гоня прочь свою неуверенность и нерешительность.
Скажу сразу, этот процесс долгий и трудный, и симптоматика невроза сразу не пройдёт, но организм и Ваш мозг со временем адаптируются ( привыкнут), страх уйдет, и Вы заживёте обычной жизнью. А мотивом борьбы может стать Ваш ребёнок, которого Вы собираетесь завести. Ведь он должен быть уверен, что его мама, которая ничего не боится и сможет его защитить.
Повышайте уверенность в себе, несмотря на страх-действуйте- подойдите к собаке, или хотя бы пройдите мимо неё,конечно, не забывая, что собака большая и без намордника представляет реальную опасность. Научитесь отличать реальное от иллюзорного, нарисованного в Вашем воображении.
Преодоление страха- это огромный скачок в саморазвитии. Вы становитесь мудрее, сильнее, увереннее. А страх- деструктивное чувство, которое тянет Вас назад и не даёт развиваться.
Подумайте и решите, как бы Вы хотели жить дальше. И если Вы выбираете полноценную жизнь, то боритесь!
Удачи Вам, и всего самого наилучшего!