Боюсь общаться, не уверена в себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема - я жестко боюсь людей. Не просто так сформировался данный страх... В детстве меня унижали, оскорбляли, иногда из-за внешности, иногда из-за моей неуверенности и стеснительности. На данный момент мне 21 год и спасибо родителям, что дали мне любовь, поддержку, понимание, благодаря этому и некоторым людям я выросла хорошим человеком. Добрая, отзывчивая, понимающая, творческая. Но, к сожалению, к людям я до сих пор отношусь настороженно, мне сложно открыться какому-то новому человеку, сложно проявлять дружелюбие, хотя я могу быть настроена к человеку положительно. Из-за этих проблем я долго боялась устроиться на работу, просто бродила по городу, надеялась страх сам собой пройдет. Это глупо и смешно, подумала я в один прекрасный день и тут же устроилась менеджером по продажам. Вы наверное подумаете будто я совсем забитая, нет, я преодолевала себя, работала в колл-центрах, менеджером по продажам, общалась с людьми, однажды проходя собеседование сказала работодателю, что мой недостаток - стеснительность, на что он ответил: "Вы? Стеснительная? Не сказал бы!". То есть, я очень хорошо умела маскировать своё волнение, была более уверенная, а вот сейчас. Что со мной произошло сейчас, не понимаю. В универе на 1 курсе я более менее со всеми подружилась, меня уважали, через год меня словно замкнуло, стала жутко неуверенная, стеснительная, одногруппники перестали со мной общаться, я стала попадать в неловкие ситуации, от которых хочется провалиться сквозь землю от стыда. Снова плюс к моим комплексам. Я знаю, что себя не перекроишь, я интроверт и мне совершенно не хочется быть для всех открытой книгой, не хочется демонстрировать свои слабости и т.д., я просто хочу перестать бояться людей, перестать бояться общения, завести друзей. Сейчас я работаю в полиграфии и соответственно, каждый день общаюсь с клиентами. В начале рабочей недели я еще справляюсь со своими страхами, комплексами, неуверенностью, даже получаю удовольствие от общения, но... каким трудом мне это дается! Я меняю свои мысли, взгляды, установки, ухожу с работы радостная, но чем ближе к концу недели, тем энтузиазма убавляется и всё... Полный крах, позор и неудача. Люди видят выражение моего лица или чувствуют, что я испуганная какая-то, зажатая, на помощь приходит начальница, видит это жалкое зрелище, пытается помочь, делает мою работу за меня. Мне конечно же стыдно становится, мол, что я за тряпка такая, клиента не могу обслужить - раз, так и еще и испытательный срок не выдержу - два. Со мной успели познакомится два молодых человека (оба охранники торг. комплекса), один из них пригласил на свидание, я знаю, что привлекательная девушка, но как же я жутко стеснялась с ними говорить, чувствовалась напряженная обстановка, от меня даже какая-то агрессивность шла. В общем, это ужасно, наверное спасли ситуацию только мои какие-то положительные качества (показала им свои картины, чувство юмора). Еще есть такая проблема - я частенько боюсь смотреть в глаза, стесняюсь своего выражения лица, походки, боюсь насмешек со стороны окружающих. Я чувствую себя белой вороной, люди спокойно осматривают друг друга, в транспорте часто вижу как многие чуть ли не в трусы заглядывают, прям конкретно оценивают каждого человека. Мне воспитание не позволяет так себя вести. Да даже просто взгляд дается с трудом, он у меня напряженный, как и всё лицо, это видят другие люди, напрягаются в ответ и... замкнутый круг. Что мне с этим делать? Стоит ли меняться или оставаться самой собой? Как избавиться от неуверенности и страха общения? Как поверить в себя? Может есть какие-то основы, то чего мне не хватает... Помогите, пожалуйста, заранее спасибо!
Автор вопроса: Катерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Опалева Александра Александровна.
Здравствуй, Катерина. Интересно, что в твоей истории ты описываешь свои положительные качества и одновременно занижаешь себя. Так и не понятно как ты сама к себе относишься. Я не думаю, что у тебя страх людей, скорее ты хочешь казаться тем, кем не являешься. Болтушкой-веселушкой нужно родиться. А ты лучше окружающий мир подстраивай под себя.
Например,зная, что к концу недели тебя напрягает любое общение, значит урежь его по максимуму. Делай себе выходной тишины и молчания, не назначай никому в этот день встреч, только ты сама с собой. Работа требует общения 5 дней в неделю? Значит уделяй как можно больше внимания клиентам в первые рабочие дни, а затем веди разговор только по рабочим вопросам. Если возникают паузы, или начинаешь чувствовать напряжение - улыбнись. То есть - улыбаться и отвечать конкретно на вопрос - это твоя задача в последние рабочие дни на неделе. А на выходных обязательно похвали себя, сделай себе что-нибудь приятное. Ты же заслужила.
Делай паузы на работе. Сядь, закрой глаза и послушай птичек за окном или как часы тикают. Если будешь выделять себе минут 10-15 в течение дня хотя бы раза 3, уже станет легче.
Есть упражнение для настройки перед волнующим событием. Расслабься. Вспомни о чем-нибудь радостном. Почувствуй как успокаиваешься. Побудь в таком состоянии минут 5. И теперь прислушайся к ритму своего сердца. Начни похлопывать себя рукой по любой части тела в ритме сокращения сердца. Пробудь в таком состоянии пару минут. Делай это упражнение каждый день, чтобы оно у тебя дошло до автоматизма. И перед рабочим днем, или в тревожные минуты, вызови образ радостного события и легонько похлопывай себя в ритме счастливого сердца.
Я не сторонница ломки себя. Мне кажется, лучше знать свои особенности и подстраивать свой мир под них.