Стал свидетелем самоубийства. Как избавиться от страха увиденного?

Вопрос психологу:
Живу в коммунальной квартире, со мной проживает семья из отца, матери, сына и дочери. Благополучной семью назвать сложно, на сына постоянно кричали почти по любому поводу: посуду не помыл, не сделал уроки и т.д. Его старшая сестра тоже над ним издевалась. В школе видимо тоже были проблемы, он был немного нервным, замкнутым. У нас 3 комнаты, одна моя и в двух они проживали (одну комнату сдавала им собственница за оплату жкх, т.к. она жила в Москве). Сын мог запереться в туалете с ноутбуком на час и не выходить, если постучаться, он кричал что занято. Часто были скандалы и доходило до того, что он кричал диким криком о том, что они его достали. Если был какой-то праздник или еще какой-нибудь особенный день, я старался их угощать, сын постучит и скажет спасибо. Иногда я давал ему читать книги и журналы, бывало он специально подходил и просил дать ему ту или иную книгу, я никогда не отказывал, наоборот говорил ему, чтобы он всегда обращался если надо. Мне было грустно видеть эту картину и, чтобы не допускать очередного скандала, когда я видел гору немытой посуды, то мог за ними помыть. Несколько дней назад случилось страшное: день начинался как обычно, я проснулся в 7 утра (учеба начиналась в 9) пошел на кухню, где варились яйца, после завтрака собрал несколько контейнеров в дорогу и ушел. Вернувшись вечером я как всегда разулся, открыл комнату, чтобы снять рюкзак, через несколько минут позвонили в домофон, это был отец, который, что меня потом удивляло, спросил "не видел ли ты сына"? Я ответил, что нет, потому что весь день был на учебе, мы разошлись по комнатам (он пошел в первую). Через пару минут я услышал жуткий крик и стуки, выбежав в коридор спросил что случилось и не нужна ли помощь, отец находился в неадекватном состоянии, сказал, чтобы я шел к себе в комнату, он все вызовет сам. Я не понял что случилось, подойдя к их комнате я увидел страшную кровавую картину, но не осознавал что происходит, в шоке быстро обулся, трясущимися руками закрыл дверь и побежал на улицу. Поскольку я пришел немного раньше, я решил, что отец может со мной расправиться решив, что в этом моя вина. Позвонил матери, которая не далеко снимает квартиру со своим мужчиной. Они мне не поверили и стали надо мной смеяться, думая что я все себе придумываю и смотрю слишком много криминальных новостей. Год назад в центре города на меня напала банда кавказцев с оружием и чуть не убила. Я сказал, что один домой не пойду, на утро мы отправились с ее мужем ко мне. Когда мы пришли, к нам вышла какая-то женщина и сказала, что мальчика больше нет. Поскольку родители переживают траур, она попросила вести себя тише. Полиция сломала мою дверь, все было перевернуто, видимо они проводили обыск, я взял некоторые вещи и вышел на улицу. Потом позвонил маме и она быстро пришла, т.к. боялась что что-то пропало. Я долго не мог найти паспорт (хотя всегда кладу такие вещи на одно место) подумал что они его забрали, но оказалось он был в бардачке. Затем меня повезли в следственный комитет, где меня долго допрашивали. От участкового перед этим я узнал о предсмертной записке, которая гласила "прошу никого не винить", что подтверждало версию суицида. Его отец воевал на Донбассе и часто любил об этом рассказывать. Из новостей я узнал, что его сын застрелился из ружья, оказалось, что он нелегально держал у нас дома целый арсенал. Получается я все время ходил по минному полю, часто видел пустые бутылки от пива и слышал их разговоры о том какие именно алкогольные напитки они предпочитают. Их мать очень конфликтная, она дралась с моей мамой, соседом сверху из-за громкой музыки, а один раз вообще говорила, что готова убить его, лишь бы он ей не мешал, к слову бывало это обычно часов в 18, т.е. формально закон не нарушен, а на мои предостережения она говорила, что ей все равно. Делала мне замечания, говорила, чтобы я не хлопал дверью и тихо сливал бачок, когда ночью хожу в туалет, т.к. у нее чуткий сон. Т.е. ее заботил только ее комфорт, иногда мне казалось, что они орут на детей не в целях воспитания, а потому что им это нравится. Дочь могли назвать проституткой в матерной форме. Приехали они с курорта в начале сентября, и когда я пришел в тот день увидел мальчика, добродушно пожал ему руку и сказал привет. И вот через несколько дней ты видишь его с простреленной головой. И вот я думаю, а если бы я в тот день остался дома, смог ли я ему помочь? Или он нашел бы способ совершить свое дело? Иногда я думаю, что я просто в страшном сне, а потом проснусь, приду домой и все будет хорошо, вот только хорошо никогда получается и не было. Как избавиться от страха увиденного?
Автор вопроса: Александр Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Александр!
Видеть чью-то смерть всегда тяжелое испытание для человека. А видеть смерть близких и знакомых людей еще труднее, потому что с этими людьми человека связывают отношения.
Могу посочувствовать Вашему положению, ведь у Вас, похоже, еще примешивается чувство вины, хотя поводов для него лично у Вас быть не должно.
То что случилось с Вашим соседом, как это не грустно, не в Вашей власти было изменить! Похоже, что предел его прочности просто в один момент стал критическим и решение, которое он привел в исполнение зрело в нем давно. Даже специалисту распознать серьезность суицидальных мыслей бывает нелегко, а это один из вероятных способов предотвратить их реализацию. И даже с пониманием серьезности самих мыслей, предотвратить их тоже может быть не просто, нужно иметь непосредственный контакт с таким человеком. Поэтому даже Ваше присутствие в момент его решения ничего бы не изменило.
Теперь хотелось бы заметить, что реакция на его смерть, а точнее на способ его ухода, наложилась на Вашу собственную травматическую ситуацию, связанную с нападением на Вас ранее.
Похоже, что страх за собственную жизнь в этой ситуации был настолько велик, что его аффект (реакция эмоциональная на случившееся) до сих пор не изжит и «провоцирует» тревогу в случаях, связанных с конкретной опасностью для жизни, как в случае с самоубийством Вашего соседа. Здесь может оказывать влияние и то, что отношение к случившемуся у Ваших родственников, похоже, не такое эмоциональное, я бы даже сказала, прохладное, и присутствует элемент недоверия лично Вам, как в просьбе сопроводить кого-то из родственников Вас в Вашу квартиру в связи со всем произошедшим.
Вам, Александр, нужно в первую очередь разобраться со своей реакцией на угрозу Вашей жизни и ее влиянии на дальнейшее Ваше существование. Только пережив собственную травм, осознав ее последствия на Ваше эмоциональное состояние у Вас есть шанс вернуться к более-менее спокойному существованию даже на той территории, где Вы сейчас вынуждены находиться. Но, конечно, если есть возможность сменить место жительства, то я бы рекомендовала это сделать, поскольку изживание травмы достаточно длительный процесс сам по себе, а при обстоятельствах в которых Вы оказались, тем более будет проходить непросто. Вы просто необходимо обеспечить себе пространство более спокойное эмоционально и дать себе возможность справиться с собственной травмой в более «мирных» условиях. Хорошо бы, конечно, заручиться поддержкой родных или друзей в этом случае, но если будет хот бы поддержка друзей, (похоже родным сейчас не совсем до Вас), то и этого может быть достаточно. Еще бы порекомендовала обратиться к специалисту, чтобы проработать травму вместе с ним, ведь для этого необходим ресурс и знание этапов проработки травмы, чем они, специалисты, в большинстве своем владеют и могут оказать помощь в прохождении этих этапов с максимальной пользой для Вашей психики.
Так что обдумайте мои слова и предпримите действия, которые Вам сейчас доступны для ускорения возврата Вас в нормальную жизнь и нормальное эмоциональное состояние.
Если будет нужно дополнение или какая-то помощь в работе или поиске специалистов в Вашем городе, обращайтесь.
С уважением, Елена Гладкова