Внутренние переживания, навязчивые фобии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Елизавета, мне 20 лет. Я не замужем, есть молодой человек, детей у меня нет. С родителями отношения отличные.
В последнее время меня очень беспокоит внутреннее переживание, как страх, может даже, как панические атаки. Если их описать, то трясутся руки, внутри в груди будто что-то сжимается, сердце будто бьется сильнее и кажется, что озноб, но на самом деле никаких простудных заболеваний у меня нет.
Все началось в 2010 году, я была еще совсем подростком, за месяц до смерти дедушки и бабушки меня начало жутко трясти, будто температура, но на самом деле ее не было, начались постоянные страхи, внутри будто все переворачивалось. После того, как они умерли, все прошло.
Такая же ситуация началась год назад, перед тем как умерла моя любимая собака. Ощущение внутри было очень схоже на то,что было в 2010 году, и я уже не знала чего и ждать. После смерти любимого питомца тоже все закончилось
После этого еще несколько раз повторялись мои страхи и переживания, но ничего плохого не случалось, ну или случались небольшие ссоры и конфликты, что не так страшно.
Сейчас все снова повторяется, началось это пару дней назад. Я не могу думать ни о чем другом, в голове мысли, что снова что-то произойдет. Я очень переживаю по этому поводу, я боюсь потерять кого-то из близких мне людей. Сегодня мне приснились все покойные люди и животные, которых я когда-либо знала, мы общались во сне, но ничего плохого они во сне не говорили, проснулась я с чувством страха и в слезах. На протяжении всего дня я не могу контролировать свою слезливость. Плакать не хочется, но они льются ручьем.
За последнее время я несколько раз пыталась отвлечься от всяких ненужных мыслей, но ничего толком не помогает.
Я только надеюсь, что данное состояние в этот раз просто обманчиво и ничего не случится, не всегда же случались плохие вещи, может это ощущение внутри означает наоборот что-то хорошее.
Уже начала задумываться о приеме валерианы или других успокаивающих трав и сборов, но вот думаю помогут они мне или нет.
Как мне бороться с данным состоянием, как попытаться предотвратить этого состояния в будущем и почему оно происходит снова и снова?
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Елизавета!
Психологический аспект панических атак часто кроется в спровоцированной обстоятельствами реакции - когда в определенный момент времени, происходит событие, нарушающее обычный порядок жизни (в Вашем случае такой запускающей ситуацией могла стать смерть бабушки и дедушки или что-то, что предшествовало этому). Организм отвечает стрессом на подобные события, в результате чего, формируется тревога, страх или навязчивое состояние. Далее, сформировавшаяся реакция может появляться сама по себе, без прецедента, когда еще ничего не случилось, а уже тревожно до дрожи, воображение "рисует" мутную картину, это также отражается и во снах.
Важно понимать, что наше привычное, комфортное состояние поддерживается за счет наших убеждений и мировоззрения, складывающихся из воспитания в детстве, личного опыта, окружения, информации и др. Со временем мы можем сталкиваться с обстоятельствами, которые нарушают наши устои, а имеющиеся убеждения и мировоззрения перестают работать. В следствии чего появляется тревога. Организм начинает "заболевать", включая механизмы защиты в виде телесных зажимов, дрожи, усиленного сердцебиения и др. симптомов.
В ситуации с паническими состояниями важно обратить внимание на поддерживающие и ограничивающие убеждения в отношении пугающих событий, явлений, ситуаций, например - "если плохое событие произошло не один раз, оно обязательно повториться потом, будет преследовать меня", "похожие события в жизни имеют одну причину", "во мне есть что-то, что вызывает череду пугающих событий" и другие подобные варианты.
Если обнаружив ограничивающие, иррациональные убеждения начать "раскручивать", всматриваться, появится понимание, что они не верны, всегда так не может быть, так может быть, но не обязательно, слишком обобщенно, односторонне и т.д.
Ограничивающие убеждения обязательно нужно заменять, расширять до рациональных умозаключений.
Через изменение мировоззрения происходит изменение отношения к тревожащей ситуации и панические атаки отступают.
Кроме этого, полезно научиться расслабляться, отдыхать , включать физическую активность, уметь переключаться на другой лад.
Как скоро и быстро можно избавиться от панических атак, зависит от их степени выраженности и продолжительности. Обычно терапия строится поэтапно.
Сначала происходит работа по снижению уровня тревоги. Задача на данном этапе - научиться контролировать, снижать, управлять состоянием, через умение переключаться на другие, более продуктивные эмоции, деятельность, умение посмотреть на ситуацию "со стороны", изменение ситуации с помощью воображения (фантазии, творчества) дыхательные, физические, телесные упражнения.
Затем идет работа по восполнению недостающей информации (нас может пугать то, чего мы просто не знаем) и проработка иррациональных убеждений. Работа с убеждениями позволяет легко и без сомнений смотреть в будущее.
Далее происходит выстраивание планов, шагов действий на будущее (тревожность пропадает тогда, когда есть понимание - что делать).
Говоря о панических атак и навязчивых фобиях, не стоит забывать, что проявление подобных состояний может являться следствием определенных нарушений в организме, заболеваний (медицинский аспект). В случае длительно проявления симптомов, психосоматики имеет смысл проконсультироваться с врачом, быть может в организме какие-то сбои.