Как избавиться от страха будущего?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня постоянно беспокоят сильные страхи насчет будущего.
До 20 лет я не могла определиться с тем, чем заниматься по жизни. Работала на простых работах - продавец-консультант и др. Но я не беспокоилась о будущем, у меня были идеи куда пойти учиться, чем заниматься.
В 20 лет я познакомилась со своим молодым человеком, мы почти сразу стали жить вместе, он мне предложил не работать. На самом деле перспектива сидеть дома, заниматься домашними делами, своими хобби - меня устраивает более чем. К тому же я сразу поняла, что еще и работать мне будет тяжело, т.к. мой парень в быту ничего не умеет, да и не хочет. Соответственно помощи не будет. К тому же он постоянно что-то делает интересное из металла, дерева и т.д., а инструменты, мусор, стружку и т.д. за собой не убирает. Да и в принципе никогда за собой не убирает, даже зубную пасту забывает закрыть, что уж говорить об остальном. Просто даже не замечает этого, не приучен убирать. Но меня это не напрягает, мне нравится делать дела по дому, мне совсем не сложно все убирать.
Но после 20 лет у меня появился очень сильный страх будущего. Я понимаю, что какими бы отношения ни были хорошими, случиться в жизни может все, что угодно. Я ужасно боюсь, что если останусь когда-нибудь одна, без образования, без опыта работы, то случится что-нибудь страшное (не возьмут на работу => нечем будет платить коммунальные за квартиру, не смогу купить даже гречку какую-нибудь => помру от голода или вообще лишусь квартиры и стану бомжом).
Я пробовала устраиваться на работу с графиком 2/2, но совершенно не успевала что-то делать по дому, т.к. уставала. По этой причине уволилась, на работе продержалась только пару месяцев.
В этом году я поступила в мед. колледж, о чем сильно пожалела. Мне там безумно интересно, но с их нагрузкой, я вообще ничего не успеваю, дома бардак, еды я успеваю приготовить мало. Мой мч относится к этому с пониманием. Помочь, конечно, ничем не может, но не упрекает, если еды мало, заказывает что-нибудь из ресторана. Бардак его вообще не волнует, но это не нравится мне. Я люблю чистоту и порядок, и если дома грязно, на меня накатывает уныние. Я не знаю, как женщины успевают и там и там. Хотя спросив у своих одногруппниц, узнала, что их парни/мужья им помогают, чуть ли не на равных быт ведут.
Последние дни у меня появилась депрессия, 2-ой день не хожу на учебу. Поняла, что работать в дальнейшем по этой специальности не смогу. Практически везде ночные смены, переработки. Это кошмар. Боюсь представить, что со мной будет, что будет твориться дома.
Задумалась о том, что бы уйти из колледжа, на следующий год поступить в вуз на вечернее или на заочку. Но опасаюсь того, что смысла в этом нет (только если для развлечения, для саморазвития), т.к. если после универа я не буду работать n-количество времени, то меня ведь не возьмут на работу. Без опыта, да еще с перерывом после учебы.
Учитывая то, как растут цены, работать какой-нибудь уборщицей на крайний случай - не вариант. Хотя запросов у меня можно сказать нет, они крайне минимальны, на зарплату уборщицы все равно не прожить, будучи совсем одной. Да и хотелось бы чем то более интересным заниматься на такой случай, хотя если вариантов нет, то подойдет все, что угодно.
Работа у меня не стоит на первом месте, для меня гораздо важнее - любимый человек, заниматься с ним общими увлечениями, интересами, наводить уют и гармонию дома. В этом я вижу свою самореализацию. И я бы очень хотела жить радостно и счастливо, не думая о будущем.
Но чувство страха ужасно портит мне жизнь. Но как избавиться от этого страха?
Автор вопроса: Марина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Дзюба Ольга Евгеньевна.
Здравствуйте, Марина!
В первую очередь вы озвучиваете желание избавиться от страха за свое будущее, но я предлагаю вам посмотреть на свой страх с другой стороны. Страх бывает разный - он может быть иррациональным и надуманным, тогда действительно есть смысл избавляться от таких "иллюзий". Но есть и другие - рациональные страхи, которые имеют отношения к реальной жизни и служат "сигнальными маячками", что где-то в будущем возможна опасная или проблемная ситуация, которая угрожает потерей важных для вас ценностей/потребностей.
В вашем случае ваш страх имеет рациональную основу и является именно таким "сигналом", который скорее всего говорит о возможной угрозе вашей потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне, в том, что вы сможете материально себя обеспечить и как минимум выжить. И это нормальная реакция, которая мобилизует вас на поиск решения, чтобы эта ситуация не случилась.
А также, скорее всего ваш страх и беспокойство сигналят о том, что в той роли, которую вы на себя взяли вам не совсем комфортно – с одной стороны, вам нравится заниматься домом, заботиться о вашем мужчине (и это приятная сторона), но с другой стороны вы зависимы от него материально. И эта зависимость не внушает вам уверенности, а наоборот заставляет беспокоиться о будущем, бояться перемен. Скорее всего это говорит о вашей внутренней потребности быть способной позаботиться о себе, иметь способности и возможности себя обеспечить. Это также здоровая потребность взрослого самодостаточного человека, и очень важно найти способ ее реализовать.
Вообще все базовые, важные потребности желательно не игнорировать, т.к. это ведет к проблемам – нужно просто искать подходящие способы их реализации.
Как вы понимаете, если просто "избавиться" от этого сигнала, сам нерешенный (и важный) для вас вопрос останется. Это как отключить «мигающую кнопку», предупреждающую о повреждениях, чтобы она не действовала на нервы) Но сама проблема от этого не исчезнет. Можно какое-то время игнорировать этот сигнал, хотя он и отравляет жизнь. Можно уговорить себя не беспокоиться, "усыпить" бдительность сознания, т.е. загнать проблему глубже - но в глубине подсознания потребность в безопасности останется, "выключить" эту базовую потребность невозможно. Тогда страх может превратится в постоянную тревогу, беспокойство, или психосоматические симптомы.
Я предлагаю вам не игнорировать вашу важную для вас потребность и подумать над тем, как вы можете позаботиться о ней подходящим для вас способом. Из вашего рассказа, я вижу, что сейчас в вас преобладают такие потребности и желания: быть хранительницей домашнего очага (заниматься домом, заботиться о своем мужчине), быть спокойной и уверенной в будущей материальной стабильности, в возможности себя обеспечить (потребность в безопасности), заниматься интересным делом, учебой, саморазвитием; иметь достаточно времени и сил, чтобы успевать заниматься хозяйством.
Вот с желанием иметь профессию и работу мне не до конца ясно, возможно вы сами не полностью его осознали, и еще не совсем понимаете какую хотели бы работу, профессию, и хотите ли вы вообще работать. Хотя вы писали, что до встречи с вашим мужчиной у вас были идеи на счет своей учебы и будущих занятий. То есть потребность и желания реализоваться в какой-то деятельности все-таки была. Потом ваш мужчина предложил не работать, вы эти идеи оставили, и лишь сейчас поступили в колледж, но поняли, что эта профессия вам вряд ли подойдет. Теперь, насколько я поняла, вы не видите других перспектив и на этом фоне, страх усилился.
Сейчас вам желательно определиться в вопросе своей профессиональной реализации, так как это напрямую связано и с вашим запросом – чтобы ушел страх о будущем.
Если вы чувствуете, что желание найти свое занятие, профессию, свое дело все-таки есть - вам останется только найти то, что вам по душе, что будет не мешать реализовывать другие потребности (то есть найти такую профессию, при которой вы сможете уделять достаточно времени дому, семье, а также чтобы удовлетворялась потребность в материальной уверенности – т.е. профессия, при которой вы сможете себя обеспечивать или найти в случае необходимости работу).
Возможностей на самом деле масса, но сейчас вы ограничиваете себя только несколькими перспективами – например, те ограничения, которые вы озвучили: после мед.колледжа должна буду работать с переработками, не буду успевать и работать, и заниматься домом; после университета (если буду учиться) не смогу найти работу; без опыта вообще невозможно устроиться на работу.
Расширьте свои представления о возможностях. Например, формы занятости бывают разные: есть работа фрилансером со свободной занятостью (вариантов масса, и особенно если вам близко творчество – дизайн, журналистика, хэнд-мейд, косметология и др.); есть также профессии, которые занимаются проектными работами, работают над заказами или проектами время от времени. Если решитесь учиться новой профессии в университете, сейчас есть возможности проходить стажировку, как во время, так и после учебы, многие современные компании уже это практикуют, так как им также это выгодно, после нее легче устроиться на работу.
Также при выборе профессии, нужно обращать внимание не актуальные (современные) профессии, в которых есть необходимость, но не слишком «массовые», чтобы не оказаться одной из миллиона одинаковых офисных работников. К сожалению, вы не написали о своих интересах, но рекомендую вам поискать в сфере своих предпочтений, интересов и способностей, вспомнить что вам нравилось в детстве, что вы всегда делали с радостью, что хорошо получалось. И искать сочетание ваших интересов и способностей.
Также возможно вам стоит подумать над вопросом о домашних обязанностях, так как об этом вы тоже писали довольно много, а значит для вас это важно. Возможно есть необходимость обсудить с вашим мужчиной. Даже если его всё устраивает, но вы для него важны - он прислушается к тому, что важно для вас, и отнесется с вниманием к вашим потребностям. Например, вы можете объяснить, что если ваша занятость может измениться, вы хотите учиться, но ваше свободное время тоже будет ограничено, а значит вам стоит пересмотреть вопрос о домашних обязанностях, обсудить ваши и его возможности, ваши взгляды на совместный быт. Ваши потребности в уюте, чистоте и обязанностях могут отличаться, но можно найти способы их согласовать, договориться о том, что важно для каждого из вас, и вашей совместной жизни.
Напоследок хочу добавить, что вы молоды, и в вас чувствуется потенциал и стремление к знаниям, учебе, к саморазвитию и познанию нового, не стоит его игнорировать. На самом деле перед вами еще множество возможностей, много путей раскрыть свои способности. Пробуйте себя, у вас даже есть время экспериментировать, пробовать разные варианты. Не стоит рассматривать самый отчаянный вариант работы уборщицей, когда вы даже не попробовали исследовать и раскрыть те способности, которые в вас есть, хотя я думаю вы знаете, что способны на большее. Верьте в себя, и у вас всё получится!
С уважением, Ольга.