Боюсь заразиться СПИДом.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Начну свой рассказ с того, как у меня появилась эта фобия. Восемь лет назад, то есть в 22 года, у меня был незащищенный половой акт с девушкой, которая, как впоследствии выяснилось через знакомых, была легкодоступной. И тогда же друг сказал, больше конечно в шутку: "Смотри, СПИДом заболеешь". Что тогда со мной случилось! Сутками не было ни аппетита, ни сна, ни настроения, все валилось из рук, а все думки были только об этом СПИДе, мысленно себя уже хоронил и прощался с жизнью. Через пару недель понял, что так можно и с ума сойти и нужно что-то делать. Нашел и отвез на анализ эту девушку (слава Богу не против была), вроде немного отпустило, успокоило. Через три месяца и пол года, как полагается, проверился сам - все хорошо. С тех пор незащищенного интима у меня не было ни разу и его боязнь преследует до сих пор, даже с партнерами, которым можно обоснованно доверять. Близкие друзья, с которыми делюсь этими мыслями посмеиваются, мол куришь много и о болезнях связанных с курением не задумываешься, а насчет СПИДа втемяшил себе голову. Один раз говорил на эту тему с родителями - сказали жениться надо, а не спать с кем попало. Я с этим безусловно согласен, но женятся не в один день, а как мне добраться до этого рубежа с такой фобией... Пару недель назад познакомился с очередной девушкой, встречаемся каждый день, подолгу общаемся, сильно друг к другу привязались. Но как подумаю про интим - прямо руки опускаются. В презервативе я не получаю никакого удовольствия от процесса, хоть совсем не делай. И главное - вечно предохраняться все равно не будешь, мне уже 30 лет, хочется детей. Девушка тоже не против, мне хочется построить с ней отношения, вместе жить, но фобия так и не отпускает. Понятно, что в таком возрасте я у нее уже далеко не первый (мы почти ровесники) и кем они были эти бывшие - кто знает? Девушка очень работящая, ответственная, без вредных привычек, адекватная, но окончательного доверия к ней у меня нет и уверен без помощи специалиста и не будет ни к кому и никогда. Что делать не знаю и буду очень признателен, если поможете. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Иван Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Иван.
Природа вот таких навязчивых страхов (а у Вас именно навязчивый страх) до сих пор терзает умы учёных. Что делать, как работать с ними , что ждать и, главное, как помочь людям?
Мнений очень много. Мнения очень разные.
По Вашему рассказу ясно одно: это именно НАВЯЗЧИВЫЙ страх. Навязчивый страх отличается от естественно тем, что обязательно сказывается на качестве жизни человека. Ну, и мы видим, что качество Вашей жизни, безусловно, далеко от желаемого.
Почему я заострил внимание на отличиях страха обычного, естественного, от страха навязчивого?
Дело в том, что страх - практически нормальная, естественная психофизиологическая реакция человека, сопровождаемая определённым эмоциональным фоном. Фон этот не обязательно негативный. Прыжок с парашютом всегда сопровождается страхом, ибо в основе любого страха - защита себя, своего организма. Но эмоциональная сторона - сильнейший заряд положительных эмоций. (Я конечно говорю о нормальных ситуациях, когда человеку действительно хочется прыгнуть!)
Если же прыжок с парашютом происходит помимо (или вопреки) воле человека, то будет и страх, и уже негативно окрашенные эмоции.
В первом случае, возможно, человеку захочется повторить и упрочить опыт. Человек станет увереннее, сильнее.
Во втором - можно вызвать фобию, навязчивый страх, невроз. Человек в принципе откажется не только прыгать, но и летать на самолётах, сидеть у окна, заходить в лифт и т.д. То есть, пострадает качество жизни.
Кстати, чтобы вызвать навязчивый страх, и прыгать-то самому не обязательно! Достаточно , скажем, посмотреть фильм или услышать рассказ о парашютистах и - всё! Дело сделано.
Учёные всерьёз думают о генетической составляющей навязчивых страхов. Так же, как и о генетической природе любого навязчивого состояния.
Так вот! Прыгнуть с парашютом, посмотреть фильм и т.д. в НОРМАЛЬНОМ, ЗАЩИЩЁННОМ, СИЛЬНОМ состоянии - это одно. Тут, может быть, особых "перекосов" не произойдёт. Но если мы ослаблены, возбуждены, "накручены", плохо себя чувствуем, "на нервах", то ещё один "раздражитель" может попасть в самую точку и вызвать болезненную реакцию.
Среди навязчивых страхов одним из наиболее часто встречающихся является ипохондрия. Если просто, то это склонность человека обнаруживать у себя признаки разных заболеваний. Даже тех, которых у него быть не может. Ипохондрия - мужская "фенька". Среди женщин она встречается редко.
(Перечитайте симпатичный роман "Трое в лодке, не считая собаки" и Вы там найдёте чудесное и смешное описание чего-то похожего на ипохондрию.)
Но у Вас, конечно, не совсем ипохондрия в чистом виде. Я бы сказал, что у Вас закамуфлированный страх смерти в сочетании с ипохондрией.
В числе прочих, страх заболеть неизлечимой болезнью - один из сильнейших. Считается, что здесь не обойтись без помощи клинического специалиста и специальной терапии. Я очень советую Вам посетить своего терапевта и получить направление к профильному специалисту. И не волнуйтесь - всё будет достаточно корректно. Возможно, это будет работа психолога в сочетании с медикаментами. А возможно и без медикаментов.
Любой страх (если он рационален) не терпит разоблачения.
В Вашем случае было бы достаточно просто заниматься защищённым сексом и всё. Но у Вас какие-то там "не те ощущения" и Вы это не рассматриваете. Можно было бы ещё раз остановиться на способах и факторах заражения ВИЧ. Уверяю Вас, если Вы не занимаетесь чем-то экстремальным, то риск заразиться ничтожно мал! И без презерватива тоже.
Дальше, можно работать над доверием. Жить с человеком и не верить ему - это плохо! Даже если все абсолютно здоровы.
Но как себя заставить доверять женщине в этом, конкретном, случае? Проверяться каждые три месяца? Что-то ещё? - Ответа нет! Никак!
То есть, работать надо именно над собой! И, боюсь, без специалиста не обойтись. Потому что невроз (а у Вас невроз) надо и можно лечить!
Я могу здесь дать только самые общие советы. Эти советы для всех. В Вашем случае это не столь актуально, но другим пригодится:
1) Не заострять внимание на негативных эмоциях и чувствах (можно придумать аффирмации, мантры, молитвы которые будут мысленно или вслух проговариваться, снимая напряжение);
2) Страх не пройдет сам собой, но бороться надо не с конкретным страхом, а со степенью его воздействия. Страх можно уменьшать, уменьшать значимость страха, уменьшать его выраженность на уровне соматики: дыхательные практики, мышечная релаксация и т.д.
Можно бояться заболеть, но эта боязнь не должна влиять на качество жизни;
3) Можно признать страх и ,значит, сделать первый и важный шаг к его преодолению; включить в повседневный распорядок физические упражнения, за счет которых будет значительно снижен избыток адреналина; помнить, что страх – защитная и естественная реакция организма, а вот его отсутствие – признак психического расстройства.
Это - обычные постулаты для всех, кто испытывает страхи.
Но Вам конкретно совет такой: нужен специалист! Пусть это будет для начала терапевт!
Вы же хотите нормально жить? - Вперёд!
Удачи. Всё будет отлично. А. Журавлёв.