Страх за психическое здоровье, общая тревожность.

Вопрос психологу:
Начну, пожалуй, с того, что я с детства была довольно мнительной, замкнутой и тревожной. Если вспомнить сейчас, у меня бывали странные навязчивые мысли и даже действия (например, я считала, что нужно прикоснуться к какому-то предмету несколько раз; зачем, не знала, но чувствовала себя неспокойной, если не сделаю это, такая привычка была довольно долго, потом сошла на нет, хотя иногда рецидивы возникали). Что касательно отношений в семье, то они тоже были тяжелые. Отца не было, зато был отчим, который очень сильно меня ущемлял, наказывал ни за что и, даже если сделаю что-то хорошо - находил причину "придраться". Когда мы переехали к его маме, она относилась ко мне ещё хуже с ним на пару. Доходило до того, что даже обвиняли в воровстве незаслуженно. Конечно, тогда это было для меня большим потрясением, когда я понесла наказание, а правда открылась только через несколько лет. Говорят, что часто причины кроются в подсознании еще с детства и потом "выплывают" в то, что происходит со мной сейчас. Поэтому и описываю вкратце. А теперь о нынешнем: буквально месяца 3 назад, однажды после хорошей "гулянки" со мной случилось что-то странное - я ложилась спать и меня ни с того, ни с сего начало трясти. Трясло около 6 часов, хорошо так трясло, в голове всякие абсурдные мысли были, страшные картинки возникали, я не могла спать дня 3 - прислушивалась к сердцу. Казалось, что оно неравномерно работает, то есть, замирает даже. Только усну - и сразу мне казалось, что оно останавливается и меня буквально вырывало из сна. Наутро ужасная слабость, я ходила и подпирала собой стены, толком стоять даже не могла. Казалось, что схожу с ума. Потом через пару дней все стало нормально. Я списала на интоксикацию организма алкоголем и зажила себе дальше припеваючи. Но вот какая штука - иногда симптомы дрожи возникали снова, появились страхи за себя, потом заболела орви и первый раз аллергией пищевой, я уже стала озабочена здоровьем, а ещё через пару недель начала присматриваться и прислушиваться к любым симптомам в теле или мыслям. Начала искать в интернете любую информацию по тем симптомам, которые у меня были, хотя уже вылечилась. Нашла у себя кучу всего, конечно же. Крутила в голове эти мысли постоянно, ночами на меня накатывала уже паника, которую было не прогнать, я ворочалась до рассвета и только потом засыпала. Иногда я сама себя убеждала, что как-то странно реагирую на собственные действия, причем это только тогда, когда мой ум не занят. Будто сама себя пытаюсь убедить, что у меня с головой не в порядке. Могу начаться беспокоиться и выискивать у себя из-за этого какую-то шизофрению или что-то наподобие того. В общем, извиняюсь за сумбур, но я не знаю, как описать весь тот спектр страхов и тревог, возникающих в моей голове. Я перестала о чем-либо думать, кроме этого, отвлекаюсь только комедийными сериалами и компьютерными играми, иногда общением с родственниками, готовкой. Всё. Больше я ничего не могу делать - ни искать работу, ни читать, потому что стоит мне остаться наедине с собой и меня охватывает необоснованная тревога, будто ожидание чего-то плохого. Мой девиз "Сейчас должно что-то случиться, или я, наверное, потихоньку съезжаю с катушек". Устала от этого девиза, который выходит из головы только в момент избегания (те же игры), а потом возвращается и не дает ничем заниматься. К психотерапевту пока не могу обратиться, так как не работаю, да и в городе их не найдешь у нас. Хотя подозреваю, что по-другому у меня ничего не получится?
Автор вопроса: Влада Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Влада!
Ситуация, которую Вы описали, очень напоминает начинающиеся приступы панических атак, что говорит о наличии глубоких психологических проблем, связанных, как Вы правильно заметили, с периодом Вашего детства, и имеющих отношение к экзистенциальным (основным) страхами, связанными с таким базовым доверием, как доверие к окружающему миру и нахождению себя в нем.
А вот с этим могу прояснить по подробнее. Обычно, базовое доверие к миру формируется в семье, где функцию защитников и представителей надежности играю родители, обеспечивая ребенка всем необходимым для выживания в раннем периоде жизни - любовь, принятие, защиту, обеспечение защиты, гарантирование стабильности первичных отношений с ними. И если в этот период у ребенка по каким-то причинам складывается недостаток доверия к окружающему его миру, в том числе и нестабильность основных гарантов этого доверия и принятия – родителей, то в психике ребенка появляется и поселяется на долго тревога, причины которой ему сложно определить для себя, однако она будет требовать от ребенка действий по ее уменьшению или устранению. Так могут появиться навязчивые повторяющиеся мысли, действия, связанные с пониманием и представлением ребенка о собственном всемогуществе, именуемое в литературе «магическим мышлением». Отсюда желание прикоснуться к определенному предмету определенное количество раз, создание своеобразных «ритуалов», после которых уровень тревожности может снизиться и принести некоторое облегчение в возможных контактах с окружением. Но поскольку источник самой такой тревоги так и не стал определенным, такие действия могут со временем претерпевать изменения, например, одни «ритуалы» могут быть заменены другими, которые не похожи на предыдущие и могут казаться довольно безобидными, например, перекреститься перед выходом из дома, сплюнуть через плечо перед началом какого-то нового дела и т.д. А могут сопровождаться дополнительными проявлениями тревоги во снах, учащенным сердцебиением, затрудненным или измененным дыханием, приступами необъяснимой паники, страшными видениями и тревожными мыслями по поводу и без. Иногда такое изменение и возвращение тревожности может происходить благодаря «провоцирующим» факторам – проблем со здоровьем, резким изменением обычного поведения, переездом, алкогольной или наркотической интоксикации.
То, что описываете Вы, очень напоминает именно это состояние. Однако, причины могут быть и другие. Но все это сопровождается неуверенностью в себе, апатией, потерей интереса к жизни как таковой, потерей ориентиров в ней, отсутствием желаний и ощущением «съезжания с катушек», что только усиливает уровень тревоги и провоцирует новые реакции на нее. Получается своеобразный замкнутый круг, выбраться из которого самостоятельно бывает довольно трудно.
Влада! Понимаю Ваше желание справиться с этим с как можно меньшими потерями. Поэтому посмотрите, есть ли в Вашем окружении люди, способные оказать Вам поддержку в этом, Вы написали о влиянии отчима и его семьи на Вашу жизнь, но ни словом не обмолвились о матери. Если она может поддержать Вас в работе над собой и улучшением качества Вашей жизни, обратитесь к ней за помощью и поддержкой, поскольку, как мне видится, без работы со специалистом, хотя бы на начальном этапе, пока удастся снять апатию и помочь Вам найти работу по душе или по возможностям, Вам не обойтись. Работать со специалистами-психологами-психотерапевтами в современных условиях можно и дистанционно, например, через скайп. На первых порах, чтобы возможно больше проявить возможные причины Вашей тревоги, можете поработать в режиме демо-консультаций на сайтах, где есть подобный формат работы, однако, считаю необходимым для Вас индивидуальную работу, поскольку в этом формате Вы сможете максимально персонально получить возможность разобраться в причинах таких явлений и найти способы снижения влияния страхов и тревоги на Вашу жизнь. Хорошо работает на выявление и купирование симптомов когнитично-поведенческая терапия, а в дальнейшем возможна работа с любым направлением в психотерапии. Однако, чем раньше Вы сможете начать такую работу, тем больше шансов на меньшие затраты в этой работе, поскольку Ваш возраст и состояние дают уверенность в гарантированном результате ее.
С уважением, Гладкова Елена