Панически боюсь животных.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я панически боюсь животных, т.е. боюсь что мои родственники заболеют бешенством. Расскажу все сначала. Я росла в семье, которая была с достатком, потом отец начал пить, скандалы (мне тогда было лет 8-9, по-моему ). Потом наша семья переехала в другой город, и мы стали жить с бабушкой. Начались скандалы, драки, частые вызовы сотрудников полиции. Бабушка вечно уходила из дома, могла и ночью, а нам говорила, что больше не придёт, она даже говорила, что повесится. И я постоянно за всех переживала, старалась всех помирить. Меня об этом даже мама просила, что бы я с ними поговорила. Это продолжалось с 13-21 года, пока замуж не вышла. Но и в семейной жизни я чувствовала тревожность, были навязчивые движения, например потрогать что нибудь. Потом родилась дочка и тревога усилилась уже за неё. В 3-4 года мы были в гостях, и её укусила собака, она была без прививки. Мы сделали прививку, и там мне врач такие страшилки рассказал, что после этого на улицу страшно выйти. После этого я дочери ещё 2 прививки от бешенства делала. Потом я родила второго и голову вообще срывает. Если собака рядом пройдёт, то я бегу домой все стирать, начинается паника. Сегодня пошли с семьёй в магазин, закупились и пошли обратно. На обратном пути мы остановились на детской площадке и поставили пакеты. А, когда пришли домой, то я все пакеты пошла и выкинула, потому что пока они стояли в стороне на площадке, туда могли залезть собаки или кошки. Я понимаю, что это бред. Но дома были панические атаки, истерики, стояла под душем плакала. В такие моменты охотно руки на себя наложить. Мне спокойней дома сидеть. Я была у психологов, один мне ещё сильнее жути нагнал, второй начал говорить, что это типа карма и её надо чистить и т.д. Была у психотерапевта, он сказал, что мне надо пить сильные психотропные таблетки, но я с них уже не слезу. Я уже никому не доверяю. Я сейчас опять в положении и соответственно ничего мне пить нельзя. Я не знаю, как определить хорошего врача. Помогите, пожалуйста, потому что я схожу сума. Заранее спасибо. С нетерпением жду вашего письма.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Людмила!
Вы прекрасно понимаете, что речь идёт не о конкретной фобии, а о Вашем состоянии вообще.
И это серьёзно.
В принципе, то ,что Вы о себе написали, любой врач мог бы смело обозначить, как компульсивно-обсессивное расстройство, невроз навязчивых состояний. Но я не врач и настаивать именно на таком "диагнозе" я не буду.
Есть несколько признаков, позволяющих всё-таки говорить о неврозе: повышенный уровень тревожности ВООБЩЕ, повторяющиеся действия, мысли и страхи + то, что Вы сами обозначили, как "панические атаки". Сюда же идёт склонность анализировать, додумывать, вкладывать во что-то иной смысл и т.д.
Собак боятся многие. Многие тревожатся за своих близких. Всё это нормально. Но когда эта тревога заставляет нас без видимой причины звонить человеку 100 раз за день, когда тебе становится плохо не тогда, когда ты стоишь один на один с ротвейлером, а просто от звука далёкого лая собаки или даже от мысли об этом, то вот это уже и сеть - невроз! И в этом его отличие от , скажем, обычных житейских переживаний и опасений.
Об этом можно очень много говорить. Например, в благополучной Америке обсессивно-компульсивные расстройства (окр) зафиксированы практически у трёх человек из ста.
Причины развития окр точно не известны. Считается, что всё как всегда:
В-основном, это стресс, наследственность, дисбаланс механизмов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Но чёткой причины или даже совокупности причин пока никто не обнаружил.
Что с этим делать?
Самый эффективный метод лечения острых неврозов - сочетание медикаментозной терапии с терапией поведенческой и психотерапией.
Поэтому, срочно к терапевту в поликлинику! Вам дадут направление и Вы получите квалифицированную помощь в плане щадящей медикаметозной терапии. Может быть, с задачей справится Ваш лечащий врач и не понадобится "включения" психиатра.
Что касается поведенческой терапии, то здесь надо быть дисциплинированной и внимательной к себе. Надо фиксировать в себе начало обострений и смело предпринимать некие действия. Задача: разорвать замкнутый круг. То есть, вместо наращивания тревожности, вместо эскалации страха и паники, просто заставить себя СНЯТЬ напряжение!
Тут всё просто: если наш мозг напряжён, то и мышцы тоже работают. Мышцы работают, то и мозг напряжён.
Заставив мышцы расслабиться, мы снимем избыточное напряжение с мозга!
Итак... Чувствуете, "оно" подступает - расслабьте разные мышечные группы, хоть по очереди, хоть все сразу, и всё нормализуется, даже если Вы и ни о чём таком не думали!
Чтобы расслабить мышцы, почувствовать это расслабление, надо очень сильно напрячься, превратиться в камень. На две-три секунды. И потом уже расслабиться!
Есть целый комплекс под названием "прогрессирующая мышечная релаксация", построенный именно на принципе "напряжения-расслабления" и соответствующем формате дыхания. Этот комплекс в том или ином виде легко можно найти в интернете.
НАД ПРОСТО ДЕЛАТЬ!
Алгоритм , часть которого я вам уже описал, простой:
Вдох (спокойный) - напряжение мышц вместе со вдохом - пауза (1-2-3 секунды) - выдох - расслабление вместе с выдохом - пауза в расслабленном состоянии (10-20 секунд) - новый спокойный вдох и т.д.
Мышечные группы для напряжения можно менять!
Если не сразу получится с мышцами, то попробуйте просто подышать:
в самую трудную минуту МОЖНО заставить себя подышать:
на 1-2-3 ---- вдох, на 1-2-3-4-5-6-7-8-9 ---- выдох.
Упорядоченное дыхание 2-3 минуты. Это тоже поможет снять напряжение.
Механизм прост: по ходу такой дыхательной гимнастики мы приводим в порядок уровень кислорода и углекислоты в крови. Баланс этих составляющих гарантирует нормальное самочувствие.
Всё это несложно и точно - принесёт пользу.
А вот последствия от неконтролируемого развития невроза могут быть самые разные. И обязательно негативные!
Действуйте! Потом подумаем, что делать дальше. И надо ли вообще что-то делать!))))))
А. Журавлёв.