Боюсь контактировать с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Вот уже 6-7 лет я мучаюсь от проблемы боязни людей, общественных мест и контактов с незнакомцами. В свои 20 я абсолютно не приспособлена к самостоятельной жизни. Раньше справляться с моим страхом мне помогали родители и друзья: мама ходила со мной в поликлинику и по магазинам, подружки провожали после школы и т.д. При этом, родители никогда не ограничивали мою свободу, не пытались меня опекать. В детстве все было неплохо, я сама много гуляла, знакомилась с другими детьми, общалась, хоть и была немного застенчива. Но в какой-то момент мне стало все труднее находить в себе силы совершать простые, казалось бы, действия, такие как разговор по телефону или попытка узнать путь у прохожего. Сначала я просто стала более стеснительной, потом стал появляться страх, а мысль о незнакомых людях стала вызывать панику, порой я могла устроить истерику, если мне нужно было, допустим, сходить к стоматологу, без сопровождения. Родители думали, что я перерасту это, но ничего не менялось, я пропускала назначенные мероприятия из-за своих страхов и им ничего не оставалось, кроме как сопровождать меня. Вскоре даже их присутствие перестало меня спасать, мне было легче, если со мной был кто-то из близких, но паника могла настигнуть меня в любой момент, например, однажды мы стояли в торговом центре, мама оформляла заказ на кассе, но отошла, когда отвлеклась на разговор по телефону. В этот момент ко мне по какому-то вопросу обратилась кассирша, мне тут же стало дурно, я не могла выдавить из себя ни слова, стояла и хлопала ртом, пыталась звать маму, заплакала и в истерике выбежала на улицу, ревела маме 'я же просила тебя не уходить, зачем ты ушла?'
Мне было дико стыдно и противно за себя, но я не могла успокоиться. Уже 4 года я живу без родителей, переехав в другой город на учебу, и мои проблемы лишь усугубились. Я, вопреки ожиданиям родителей, не переборола страх и не стала самостоятельней. Мой круг общения стал еще уже, всего пара человек. Я чувствую себя каким-то инвалидом, ведь этим людям приходится совершать за меня звонки, расплачиваться моей картой в магазине, разговаривать за меня с преподавателями и посторонними людьми. Если у них нет возможности пойти со мной, то я просто никуда не иду. Иногда случаются 'моменты просветления', когда мне удается, скажем, сделать заказ в кафе самостоятельно, пусть и дрожащим голосом, в такие моменты мне кажется 'ну вот, я переборола в себе это, все на самом деле просто'. Но в следующий раз меня опять накрывает с головой паника, и я уже не могу повторить этот процесс, я будто делаю шаг назад. Что со мной и как мне побороть это? Простите за этот сумбур, но жить становится просто невозможно... Я обуза и очень боюсь, что близкие устанут мириться с моими тараканами. Я сталкиваюсь с непониманием и постоянно слышу фразы 'просто пересиль себя', 'заговорить это несложно'..., но я не могу. Заранее большое спасибо и извините за нескладность речи.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Санжиев Александр Игоревич.
Здравствуйте Юлия, я вас прекрасно понимаю, у меня раньше был страх публичных выступлений, и мне тоже говорили «пересиль себя» и я соглашусь, это совсем не просто.
У страха, как и у любого поведения есть что–то позитивное, и очень важно понять, что важного и хорошего в вашем страхе. А оно безусловно есть!
Если говорить о страхе, то он формируется постепенно, накатывается как «снежный ком», который мы раскручиваем в голове. При страхе у нас возникает негативный вариант возможного развития событий, которое нас пугает, мы пытаемся себя успокоить, тем самым вращаясь в негативном варианте развития событий, и ещё больше пугаемся, и в какой-то момент мы уже не в состоянии остановить этот «снежный ком».
Страх можно представить в виде: «старого мобильника», от которого мы страдаем и нужно купить новый мобильник, то есть научиться вести себя спокойно. Но мы к «старому мобильнику» уже привыкли, он для нас уже родной, мы им пользовались долгое время. И для смены телефона нужно будит потрудиться!
В начале нужно понять, что нас не устраивает «старый мобильник». Для этого нужно вспомнить пять самых неловких и ужасных ситуаций, связанных со страхом. А возможно и вспомнить их ещё и ещё. Нужно достичь состояния «Всё хватить, так больше продолжаться не может!
Затем нам нужно собственно выбросить «старый мобильник» и приобрести долгожданный «новый мобильник».
Подумайте о страхе. Затем оцените, в каком направлении вращается тревожность в вашем теле. Представьте ее с помощью красных стрел, направленных в ту же сторону. Представьте, что это чувство покидает ваше тело, затем измените направление вращения, смените цвет стрел с красного на синий, верните чувство обратно, но с тем, чтобы в вашем теле оно вращалось в противоположном направлении. Продолжайте вращать ощущение в противоположном направлении все быстрее и быстрее. Обратите внимание на то, как меняются ваши чувства. Подумайте о чём-то, что внушает вам ощущение полного комфорта. Оцените, в каком направлении вращается это чувство. Вращайте ощущение комфорта, представляя себе, что у вас все в идеальном порядке. Одновременно посмотрите на то, что находится прямо перед вами в текущий момент. Вы должны услышать звуки и увидеть образы реального мира и сосредоточиться на них.
И наконец осталось только начать пользоваться новым «мобильником». И его нужно тоже осваивать постепенно, в первый день сделайте, что-нибудь очень лёгкое по сложности на балла 2-3, на следующий день совершите действие по сложности на балла 4-5, потом на баллов 6-7, и только когда вы наполнитесь уверенностью на лёгких ситуациях, то перейдёте на поступки в 8-10 баллов. И в какой-то момент вы оглянитесь назад и даже с ноткой ностальгии вспомните свой «старый телефон».