Навязчивые мысли и чувство страха.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Обращаюсь к вам вот с какой своей проблемой. Я не могу делать то, что мне хочется, т.е. что-то внутри меня говорит, что мне нужно делать, и если я откажусь, то случится нечто плохое, то, что вызывает во мне тревогу. Я должна сделать какое-то действие определенное количество раз, я постоянно дергаюсь и не могу это остановить, и это я тоже должна делать столько раз, сколько мне приказывает внутренний голос. Должна бить тетрадь, стол, трогать что-то, делать что-то, если сделаю что-то не так, то мне становится плохо не только морально, но и физически, начинает казаться, что вот-вот случится какой-нибудь кошмар. Мне приходится по много раз делать одни и те же повторяющиеся действия.
Даже сейчас мне нужно зачеркнуть, исправить слово или фразу, иначе будет ужас. Еще меня в последнее время часто (это случается по ночам) охватывает чувство страха, и я не могу с этим справиться. Спасибо, что прочитали мой вопрос. Буду вам очень благодарна, если не оставите мой вопрос без внимания.
Автор вопроса: Изабелла Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Изабелла.
В случае навязчивых состояний, первое - важно научиться останавливать навязчивые мысли, второе - разрушать почву для появления неоправданных страхов.
В целом, для устранения ОКР, навязчивых состояний, неврозов, обратиться к психотерапевту за консультацией будет правильно.
Суть терапии заключается в рациональной оценке пугающих Вас ситуаций и выработке положительных ритуалов, направленных на постепенное сокращении действий, с выведением их на минимальное количество повторений.
Вы пишите, что не можете делать то, что хотите. И Вы пишите, что, что-то внутри Вас говорит Вам, что нужно делать или не делать. Заметьте, все эти реакции - это всё Вы - Ваши разные состояние, Ваши личности. Подумайте, часть Вас, которая запускает ритуальное поведение, что хочет? Какое позитивное намерение хочет реализовать? Перестаньте бояться этого голоса.
Фразы из Вашего письма по типу: "какой-то голос", "голос заставляет, что-то пугает", "я должна делать какое-то действие". Попробуйте себя спросить, задать себе вопрос, когда голос говорит, например: "Зачем делать то-то"? "Для чего и кому я должна это делать"? "Для чего ты мне это говоришь, мой внутренний голос"? "Чего я боюсь и от чего я бегу"? "А поможет"? "Поможет от чего, если я буду делать то-то"? Попробуйте, поспрашивать себе, перед тем, как хвататься выполнять "какие-то" действия. Кстати, если Вы опишите свой внутренний голос, конкретизируете, может быть даже нарисуете, на что он похож, Вам будет понятней - с чем имеете дело и как перенаправить его на нужный Вам лад.
С внутренним голосом хорошо работает техника остановки мыслей. Суть метода:
Находясь в спокойном настроении, представьте ситуацию, в которой появляется навязчивое состояние, мысль.
Найдите фразу, которая остановит эту мысль, например: "Стоп", "Хварит" - то есть, сказать так, как если бы вы прогоняли (посылали) надоедливого, противного кого-то.
Найдите подходящую интонацию, громкость голоса, с помощью которых будете прерывать поток мыслей.
И, когда нахлынет очередной поток навязчивых мыслей, воспользуйтесь найденной фразой (фразами).
Через некоторое время, начните говорить фразу тише, затем ещё тише - почти шепотом, переходя во внутренний диалог. Во внутреннем диалоге начните также громко представлять, слышать слово, фразу, останавливающую поток мыслей, с постепенным уменьшением громкости и частоты использования (как маленькие дети, когда учатся читать: сначала вслух читают, потом - про себя).
О страхе: что нужно знать, чтобы минимизировать его последствия, т.е. в вашем случае, запуск бесконтрольных, изматывающих ритуальных действий.
Для начала, страх нужно определить.
Ведь страх - это следствие результата надуманных событий, где нет прямой угрозы, с отсутствием деталей. Следовательно, если страх детализировать, конкретизировать, внести ясность, то он развеется. Проявление страха во многом обеспечивается воображением, уходом человека во внутренний диалог, а также способностью ассоциироваться в представляемые события, как актёр.
В ситуации страха, внешне ничего конкретно не происходит, есть только опасение на будущее (в противном случае мы имеем дело не со страхом, а с фобией, как следствием перенесённого, реального опыта угрозы). Страх - это как если бы мы посмотрели в обратном направлении видеоролик, на который отснята горящая лампочка.
Таким образом, страх нужно обозначить и проанализировать путём задавания себе вопросов: какие из опасений надуманы и какие оправданы? Действительно ли может случиться то, что вызывает тревожность?
Выпишите на листок бумаги основные, тревожащие Вас мысли (так будет понятней, с чем Вы имеете дело).
Затем, подумайте над способами реагирования, поведения и решения ситуации, каждой тревожащей мысли, воспользовавшись методом "как если бы" (т.е. как если бы на Вашем месте был значимый, уважаемый для Вас человек, уверенный в себе и спокойный, как бы он поступил?) - запишите варианты продуктивного поведения.
Помимо того, что страх можно конкретизировать, описать, найти информацию для ясности, страх можно ещё и раздуть (правда здесь требуется мужество). Если страх раздут как "из мухи слона" - он лопнет. Плюс - представление "лопающегося страха" - тоже хорошо.
В общем начните думать в сторону позитивного намеренья с экологичным для себе типом поведения (пусть количество повторений поведения будет на первых порах присутствовать, но с последующим сокращением и положительно осознанным окрасом).
Поймите чего Вы хотите, сформулируйте свою цель, внутренне спросите себя - готова ли, согласна положить конец беспокойству и навязчивости? А для этого нужно понять: что даст то или иное поведение, если сделать то-то и то-то? Чем больше набор альтернатив поведения, тем лучше. Когда Вы устремлены к правильной, позитивной цели, у Вас нет времени просиживать в своём внутреннем диалоге.
Идите вперед с хорошими устремлениями.