Как побороть страх тошноты?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Последнее время мучаюсь с заболеванием хроническая дискинезия. Дело в том, что очень часто возникает тошнота, я сразу начинаю этого боятся, накручивать себе различные мысли об отравлении и т.д. (сильный страх перед отравлением), соответственно на нервах тошнота усиливается.
Страх тошноты появился еще в детстве, но, т.к. ее особо не возникало, я об этом и не думал. Сейчас же, чуть тошнота появляется и понеслась (различные мысли). Постоянно нету настроения, последнее время стал очень раздражительным. Всякая мелочь приводит к психам, чуть чего не так лежит, не так сделал, сразу начинает это раздражать. Могу нахамить кому нибудь, при том, что раньше такого никогда не было. Тоже самое и за рулем, поведение более агрессивное, все и вся бесит. Не могу куда либо пойти, все потому же от отсутствия настроения. Да и общения с друзьями и родными порой не могу сдерживаться в выражениях. Как побороть этот страх тошноты?
Гастроэнтеролог сказал, что годам к 25 эти симптомы пройдут, но, в данный момент, мне от этого легче не стало. Спасибо.
Автор вопроса: Максим Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Максим.
Я много раз объяснял природу панических атак даже на страницах нашего сайта.
Суть в том, что ожидание, а тем более, предвосхищение некоего симптома (сердечный приступ, мигрень, желудочно-кишечные проблемы, тошнота и т.д.) во-первых, способно стимулировать возникновение симптома, а во-вторых, многократно усилить дискомфортные или даже болезненные ощущения.
У человека случаются приступы тахикардии. Ощущения неприятные. Предположим, что первый приступ сильно напугал и (по разным причинам) оставил некий "отпечаток" в сознании: больно, страшно, нет выхода, нужна обязательно помощь (в виде таблетки, укола, кого-то рядом и т.д.)! Так вот, зная, что приступы бывают и могут случиться, человек начинает их бояться. А что значит бояться? Это значит ЖДАТЬ. Ждать! Прислушиваться к своему организму, "ловить" сигнальчики тела, тревожиться, что если даже сегодня всё ок, то это не значит, что завтра будет так же...
Человек ждёт и , наконец, дожидается! Потому что тревожность то падает, то возрастает. А когда она возрастает, то , естественно, повышается давление, учащается дыхание, учащается пульс и так далее и тому подобное. Всё это, безусловно, начинает сказываться на сердечном ритме! И вот она - тахикардия.
Но это ещё не всё! Ну хорошо, ритм сердечных сокращений увеличился. Стало некомфортно. Но человек ещё больше усугубляет болезненность, начиная волноваться, что приступ будет таким же тяжёлым, как тот, оставивший "след" в сознании, что вовремя не примет лекарств, что лекарства не подействуют и т.д. Тревожность растёт, симтоматика и ощущения усиливаются, приступ ухудшается, паника достигает нового пика!
То есть, панические атаки - это всегда некий круг.
Задача - научиться этот круг разрывать на любом , а лучше всего на самом раннем, этапе!
Каким образом?
Самое лучше - научиться расслабляться! Именно расслабление может эффективно и быстро "убирать" вот такие проблемы, как тошнота, психогенные приступы астмы, облегчать самые тяжелые сердечно-сосудистые неприятности.
Я говорю о расслаблении, прежде всего, на уровне мышц. Другими словами, надо учиться мышечно расслабляться.
Заставить себя расслабить хоть одну группу мышц - уже большая победа и эффективное "лекарство". А если научиться максимальному расслаблению, то это вообще будет супер!
В Вашем конкретно случае (если мы говорим о тошноте и даже рвоте) надо заставлять себя контролировать, прежде всего, дыхание.
Банальная штука, да! Учиться дышать, чтобы благодаря дыханию расслаблять внутренние мышцы пищевода, живота и т.д.
Кажется легко, но это не так.
Почувствовали, что "покатывает", поймали ощущение, начали "ровно")))) дышать... Но тошнота не проходит, даже кажется, что ещё хуже. Так вот, надо этот критический момент перетерпеть. В принципе, кризис наступает достаточно быстро и "перетерпливать" недолго. Но ощущения могут быть на первых порах достаточно острыми!
Что значит "ровно" дышать? - Я всегда говорю, что подойдёт любой формат упорядоченного дыхания на уровне "вдох/выдох":
- на самом первом уровне это может быть алгоритм вдох=выдоху. 1-2-3-4-вдох/1-2-3-4-выдох.
- следующий уровень - выдох немного длиннее вдоха.
1-2-3-4-вдох/1-2-3-4-5-6-7-8-выдох.
- более высокий уровень - короткий вдох и продолжительный, спокойный выдох.
1-2-вдох/1-2-3-4-5-6-7-8-выдох.
Вдох делаем носом, следя за тем, чтобы работали ТОЛЬКО МЫШЦЫ ЖИВОТА (на вдохе можно живот просто надувать) и не работали плечи и грудные мышцы.
Выдох тоже спокойный, через рот (дуть, как в трубочку), или через рот и нос.
И вдох и выдох в данном случае практически бесшумны.
Не стоит дожидаться начала приступа. Начните заниматься дыхательными гимнастиками каждый день.
Есть ещё одна концепция дыхания, которая может Вам помочь.
Парадоксальное "шмыгающее" дыхание по системе Стрельниковой. Это дыхание здорово снимает спазмы всякого происхождения.
Посмотрите в интернете. Суть стрельниковского дыхания в коротком (как хлопок) и шумном (тоже как хлопок) носовом вдохе и моментальном выдохе. Вдох должен быть шмыгающим, очень активным, НО!!! НО БЕЗ УЧАСТИЯ ПЛЕЧ И ГРУДИ! Только живот должен работать!
Если работает живот (Вы должны ощущать некое движение живота, но без Вашего участия), то это значит, что работает диафрагма, которая совершает активное, но нежное волнообразное движение, аккуратно массирую внутренние органы и мышцы, в том числе участвующие в Ваших дискомфортных ощущениях!
Движение живота легко можно ощутить, если положить руку чуть ниже рёбер.
Итак! Расслабиться и купировать неприятные ощущения и приступ Вам поможет дыхание.
Есть ещё то, что касается непосредственно мышц. Это комплекс упражнений, называющийся Прогрессивная мышечная релаксация - чередование напряжения и расслабления разных мышечных групп.
На вдохе напрягли мышцы, подержали 2-3 секунды и на выдохе (спокойном и плавном) расслабились и полежали в расслабленном состоянии! Снова напряглись и снова расслабились. Чем сильнее напряглись, тем глубже расслабились.
Любые мышечные группы! Обычно это ноги, руки, плечи, спина и шея. Тут главное - почувствовать расслабление по контрасту с напряжением!
Вы обязательно почувствуете себя нормально!
Главное - делать. И делать регулярно, не дожидаясь "подката"))))))!
Я не хочу акцентировать Ваше внимание на каких-то весьма, на мой взгляд, специфических психосоматических "методах". Есть психологи, считающие, что тошнота - признак того, что Вы не можете выговориться, наговориться, что-то кому-то рассказать, сдерживаете себя и т.д. Оспаривать это я не собираюсь, но имею своё мнение.
Я считаю, что, если нет каких-то физиологических нюансов и элементарных соматических проблем, то дело именно в том, о чём я говорил выше!
Спасибо за письмо! Всё обязательно получится. А. Журавлёв.