Страх смерти, своей и близких.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я видела тут подобные вопросы, но все же хочется получить ответ касаемо меня. Мне 31 год, замужем. Трое деток. Третий брак. В семье все хорошо. Два месяца назад умер отец, после этого не могу нормально спать. Постоянно испытываю страх смерти. Боюсь умереть, мучиться во время смерти, боюсь быть похороненной за живо. Куча страхов. Последнее время стала бояться за жизнь деток, самой младшей пол года, кажется постоянно, что она подавится или еще что. Не могу отвлечься ни на что, пытаюсь переключиться, правильно дышать, но ничего не выходит. От этих панических атак очень трудно избавиться. Такое происходило со мной в раннем детстве, но со временем прошло. В семье все меня поддерживают, муж заботится, любит и меня и детей. Предложил пройти обследование, чтобы удостовериться в своем здоровье. И это ещё один страх, а вдруг что-то серьезное и т.д. Последнее время стали сниться покойники и говорить, что скоро буду с ними. Посоветуйте как мне быть. Нет сил больше. Ужасная апатия, постоянные слезы и истерики по поводу своих страхов. Посоветуйте как отвлечься от этого, чувствую себя ужасно.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Донина Юлия Михайловна.
Анастасия, здравствуйте! Страх смерти – это в целом нормальное явление для любого живого существа, обусловленное инстинктом самосохранения. При этом, из всех живых существ только человек осознает, что смерть неизбежна. Соответственно, только человек может бояться смерти заранее, а не только при непосредственной угрозе своей жизни. А поскольку, если речь не идет о наличии неизлечимой болезни или каких-то еще угрозах жизни, никто из людей не знает точной даты своей смерти, это страх является иррациональным.
Анастасия, Вы пишете, что изучили материалы, посвященные теме танатофобии (страха смерти) на данном ресурсе, возможно изучали и другие источники. К сожалению, чего-то принципиально нового и касаемого только Вас, мне добавить нечего, потому что о Вашей личности у меня слишком мало информации. То, что скорее всего, проявления танатофобии спровоцировала смерть Вашего отца, Вы, наверное, и сами понимаете. Поэтому я предложу общие рекомендации избавления от танатофобии или облегчения ее проявлений. Начну с самого сложного и длительного, но эффективного процесса. Процесса, который Вы можете пройти абсолютно самостоятельно. Это принятие неизбежности смерти. Осознание того, что мы не можем повлиять на конечность нашего существования, того, что смерть – это неизбежный и завершающий этап жизненного цикла. В некотором роде, это некий фатализм. Попробуйте жить под девизами: «Делай что должно и будь что будет!», «Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Есть вещи, на которые мы повлиять не в силах и нужно их принять. Анастасия, я понимаю, что вот так просто взять, сказать себе такой девиз и следовать ему – это невозможно для человека, который мыслит по-другому. Поэтому я и написала, что способ принятия – это сложный способ. Это работа над собой, приобретение некоей мудрости, которое не происходит за пару дней, за несколько походов к психологу… Это один из этапов развития личности человека, причем каждый человек приходит к такому принятию по-своему, индивидуально. Существует теория, что танатофобия является своеобразным окончанием кризиса среднего возраста. Понимание и принятие неизбежности смерти характерно для зрелой и гармоничной личности.
Анастасия, если говорить о других способах помощи при проявлениях танатофобии. Можно попробовать решать проблемы симптоматически. Проясните свои основные страхи, чего Вы боитесь – болезней, ситуаций угрозы и т.п. и попробуйте контролировать их снижением рисков для жизни. Например, Вы пишете, что боитесь, что дочка подавится. В таком случае, примите все меры безопасности, которые можете принять. Изучите способы помощи ребенку в такой ситуации. Исключите из доступа все предметы, которыми ребенок может подавиться и т.д. Осознание того, что Вы приняли все меры, которые могли принять, может Вас в какой-то степени успокоить. Хотя, я думаю, Вы отдаете себе отчет в том, что все возможные ситуации, угрожающие жизни, человек предусмотреть не может. И такой метод – это только один из способов самоуспокоения при фобии. Другая отрицательная сторона такого способа, это возникновение зацикленности на предпринимаемых мерах защиты от угроз, которое в конечном итоге совершенно деструктивно.
Следующий способ избавления от танатофобии или уменьшения ее проявлений – это прохождение терапии у квалифицированного психотерапевта. Имея анамнез Вашей жизни и клинические жалобы, психотерапевт сможет назначить терапию, подходящую именно Вам. Это может быть гипнотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, медикаментозное лечение. Но повторюсь, все это может назначить именно психотерапевт (не то же самое, что психиатр).
В заключении напишу, что в любом случае, какой бы способ избавления от танатофобии Вы не выбрали, Вы можете попытаться помочь себе самостоятельно. Общайтесь с жизнерадостными, позитивными людьми, найдите себе приятное хобби, заботьтесь о семье, о детях, реализовывайте себя в профессиональной сфере. Попробуйте переключиться от мыслей о смерти (Зигмунд Фрейд отожествлял смерть в глобальном смысле с разрушением, деструкцией) на что-то созидательное, конструктивное. Анастасия, у Вас трое (!) детей. У Вас уже есть конструктивное русло, куда Вы можете направить свои мысли и свою энергию.
Я желаю Вам скорейшего избавления от всяческих страхов и фобий!
С уважением, Юлия.