Дочь 5 лет боится засыпать. Ей приснилось во сне как она умирает.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, моей дочери (5 лет и 5 месяцев) полтора месяца назад приснился страшный сон. Спала она в ту ночь со мной. По внешнему виду спала очень спокойно, не тревожно. Дыхание было ровное. Утром она проснулась немного подавлена, сказала, что она всю ночь не спала, боялась уснуть, отмахнулась одним словом "просто страшный сон приснился и потом никак не могла уснуть до утра". К обеду я стала замечать, что всё-таки этот сон очень беспокоит дочь, слишком часто повторяет про него. Я попросила её рассказать, что же всё-таки приснилось. Ответом она опять хотела отмахнуться, но потом рассказала "ладно, вкратце расскажу, просто приснилось, что какой-то человек умирает". Обговорили с ней, что это просто сон. А вечером перед сном у неё случилась первая истерика. Она в слезах, боится просто лечь и заснуть "я не хочу, я не хочу, я боюсь опять это увидеть". Я стала просить рассказать, что всё-таки произошло. Ей было очень страшно рассказывать. Говорила полушепотом, вся сжималась и боялась произносить даже слова об этом сне. До сих пор она мне его полностью и не рассказала, но примерный сон был такой: Во сне она умирала. Она описала настолько подробно как это происходило "я лежала, а потом мне вдруг стало плохо. У меня стали отказывать ноги, я не могла ими пошевелить и почувствовать их. Потом руки. Я пыталась закричать, но мой рот меня не слушается. Потом я чувствовала, как мое дыхание становилось медленнее, мне все тяжелее было дышать, сердце начало биться всё реже. И мое тело меня не слушалось, я ничего не могла сделать и медленно умирала". Мы с ней проговорили, что это просто сон, что ведь вот она проснулась живая, невредимая, такая же красивая. Она вроде согласилась. Но всё еще плакала, и ни в какую не шла спать. Позвонили бабушке - она поговорила с ней, и пообещала, что не приснится ей кошмар. Вся сжатая, перепуганная, но легла спать со мной в обнимку. Время было много - и она уснула моментально. Утром она была радостная, что ей не приснился кошмар. Но к вечеру всё повторилось (((( Она не идет спать в свою кровать, боится (хотя кошмар приснился, когда спала со мной). Полтора месяца то ничего, то снова истеричной волной. При этом когда она без истерики ложится спать, я всё-равно чувствую ее тревогу. Она каждый день за пару часов до сна начинает себе внушать "пусть мне приснится поход", хороший сон, феи и т.д. Мы уже выкидывали их в окно, в космос. Делали из страшилок (и её сна) смешные истории. Делились своими страхами, и решали как их побеждать. Рассказывали просто другие страшные сны, и смеялись, представляя, что это было на самом деле (например, мне очень часто снится, как бодают меня коровы и когда просыпаюсь, очень болит живот - что вот, наверное, во сне я сама себя бодаю пальцами - и смеемся; и т.д.). Она со всем соглашается, и "да, да, я поняла", но как только идти ложиться спать, у неё снова страхи. За полтора месяца было очень сильных штук 7 истерик. И ежедневное её переживание. С ней уже говорили люди, которых она ценит и доверяет им. Делали уже иконку под подушку. Каждый раз проговариваем, что это просто был сон, мультик. Что ведь ей больше за полтора месяца не приснилось страшного сна. На что она соглашается и добавляет "так может просто это случайность и сегодня вдруг всё повторится, я боюсь. Мне страшно". Позавчера была очередная истерика. Вчера уснула без истерики, нормально. Но через три часа просыпается со слезами "я боюсь спать, я боюсь спать, мне страшно, мама дай поцелую иконочку, может поможет. Я не могу спать". Мы минут 15 поговорили опять, что ты ведь спала уже, посапывала сладко. Что тебе приснилось? "Ничего, я не спала, я боюсь спать" Поговорили с ней о веселом. Попытались составить лестницу страхов от большего к меньшему. Но она не смогла или не захотела назвать свои страхи. Еще немного посмеялись, и я сказала, что пора спать. Она немного в слезах повернулась на бочок, но уснула очень быстро. Проспала до утра. Я уже не знаю, что делать.
Автор вопроса: Марта Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени суток, Марта.
Страх у Вашей дочери этот возрастной (за последние 20 лет, когда о нём писалось в книге психиатра Заходера "О детских неврозах", он помолодел на 5 лет). Раньше, лет 20 назад страх смерти был у детей 9-10 лет, сейчас, с 4,5.
Но вопрос не в самом страхе, а о его силе и корнях, переживаниях ребёнка.
Как я могу предполагать и понимать из письма, у Вашей дочери это уже не просто страх, а навязчивая идея (это только моё предположение, так как я психолог, а не психиатр и диагнозы ставить не в праве). Поэтому, для уточнения состояния своей дочери рекомендую обратиться к детскому психиатру, а не к психологу. Будьте спокойны в отношении рекомендуемого специалиста, он уточнит и прояснит состояние девочки страх/фобия/навязчивое состояние, выяснит возможные причины (часто это природой обусловлено - генетика или спровоцировано чем-то) и скорректирует программу психологической терапевтической помощи. Психологи в данном случае - вариант слабый. Важно понимать, в каком состоянии ребёнок, чтобы правильно работать с ним.
Ещё раз, ПСИХОЛОГ БЕЗ ПСИХИАТРА - НЕ ВАРИАНТ, ДАЖЕ ЕСЛИ У НЕГО ПЯТЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ, ЗВЕЗДА ГОРИТ И "ОН ВСЁ МОЖЕТ"! Простите, но это из горького опыта работы с клиентами после посещения ими "продвинутых" психологов.
Что дальше, после психиатра.
Первое и самое главное, будет определена причина этого.
Что это может быть:
- страх смерти самих родителей. Если Вы сами боитесь об этом и говорить, то у ребёнка страх возрастает автоматически в 100000000000 раз. Смерть неминуема и это нужно понимать, принимать. Принимаете этот акт Вы, значит и ребёнок принимает спокойно и смиренно. Ну, что уж с этим поделаешь??? Нужно просто жить, радуясь жизни здесь и сейчас. Как говорить с ребёнком о смерти - отдельная тема разговора, но, главное, спокойно.
- напряжённое психологическое состояние семьи вцелом. Когда взрослые тревожные и мнимые по поводу "как жить дальше", "как можно жить в этом государстве", "сейчас страшно жить", то у ребёнка тоже формируется состояние тревоги, а на его фоне формируются и страхи, и неврозы.
- просмотр семьей (и ребёнком тоже) новостей, фильмов, передачь, в которых каждый сюжет как не насилие, так смерть. Плюс, современные мультфильмы "для детей" - тоже не последний фактор таких состояний.
- недавняя смерть близкого родственника.
- ещё что-то... чувство вины, например.
Когда врачь определит состояние ребёнка, будут подобраны соответственно, и методы коррекции. Рекомендуемые:
- игровая терапия. Играть будете в то, что определится причиной страха. Дети 5-ти лет часто играют в похороны. Это нормально. Так они переживают на своём уровне принитие того факта, что все умирают. Если они хоронят в игре маму/папу и т.п. - это тоже нормально - они так справляются с теми качествами родителя, которые им даются трудно (например, строгость или холод, безэмоциональность, постоянная занятость и т.п.). Но при этом меньше этого родителя они любить не станут.
- арттерапия: краски, глина, лоскутная терапия, сказкотерапия и т.п.
- песочная терапия.
Но самое главное, будет работать вся семья, ведь такие страхи, проявленные у ребёнка, отражают напряжение в семье (оно бывает разным, даже при "всё хорошо" и "реально всё хорошо").
Мудрости, терпения, Вам, Марта.
Как поступать, указала. Действуйте.
С уважением, Ваш психолог, Ладатко Марина Георгиевна.