Заикание и навязчивые мысли.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Начну с самого начала.
В возрасте двух лет (как только начал говорить) у меня появилось заикание. По словам мамы, все началось после того, как меня отдали в детский сад. Я не плакал, не хныкал, просто стал постоянно молчать, а когда начал говорить, появились запинки, которые переросли в логоневроз.
Сейчас мне 26 лет. Какого-то основательного лечения я не получал: лечение гипнозом, у невролога, у логопеда - все делалось без особого энтузиазма. В школе был полнейший ад (постоянные издевки, насмешки, устные ответы), и я был очень замкнутым, забитым и молчаливым, избегал шумных компаний, людей. В это время была постоянная депрессия, апатия, мысли о суициде, мысли о своей неполноценности. Круг общения был очень узкий, можно сказать, что общения толком и не было. И это депрессивное состояние не покидает меня и сейчас.
И вот недавно, может полтора года назад, я начал замечать за собой некоторые особенности:
- Например, когда я выхожу из дома, мне нужно определенное количество раз дернуть ручку двери и когда уже выйдя из дома, шел по улице, то в голову приходили мысли о не выключенном утюге/свете/телевизоре, и эти мысли были настолько мучительны и назойливы, что я возвращался домой, проверял все приборы по несколько раз, дергал ручку двери определенное количество (считая вслух количество раз). Если я ухожу последний с работы, то несколько раз обхожу весь офис, несколько раз проверяю все приборы, несколько раз дергаю ручки двери;
- Потом появились мысли не очень хорошего характера, например, если я видел нож, лежащий на столе и рядом сидящего человека, то появлялись мысли о том, что я могу причинить боль этим ножом человеку. Либо когда я держал ребенка на руках, то в голове появлялись мысли, что я могу причинить боль ребенку, и таких примеров много;
- бывают дни, когда наступает состояние, когда хочется расставить по местам, в определенном порядке (бумаги на столе, книги на полке, посуда на кухне), и состояние такое сопровождается каким-то «зудом» во всем теле, и после совершение этих манипуляций, «зуд» прекращался.
Все мои попытки поделиться с окружающими людьми заканчиваются неудачно, потому что люди всерьез не воспринимают эти вещи.
Во многих случаях, заикание уходит на второй план, когда появляются эти мысли, а когда проблема заикания смешивается с этими проблемами, то наступает полная апатия ко всему и ко всем, в том числе к семье, к учебе.
Справляться самому у меня не получается, а куда обращаться за помощью даже и не знаю.
Автор вопроса: Ильгам Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ильгам!
Сразу хочу сказать, что лечение в Вашем случае может быть вполне эффективным как со стороны логоневроза, так и со стороны невроза навязчивых состояний, его еще называют обсессивно-компульсивное расстройство(ОКР). И получить адекватную помощь Вы можете обратившись либо к специалисту психотерапевту, либо даже психологу, работающему с подобными расстройствами. Важно только Ваше желание разобраться с причинами, которые способствовали его появлению и нагнетанию в настоящее время.
Если не возражаете, а думаю Вы не против, могу предложить Вам несколько возможных вариантов как возникновения так и усложнения симптомокомлекса, который сложился на сегодняшний момент.
Существует несколько гипотез по поводу возникновения ОКР. Я принципиально не рассматриваю биологические факторы, поскольку это прерогатива медиков. Что же касается психологических причин, то здесь большинство исследователей склоняются к тому, что причина кроется в острой психотравме или длительном воздействии стрессовой ситуации на человека. За наличие глубокой психотравмы говорит и наличие такой проблемы, как логоневроз, который иногда сам является результатом воздействия на неокрепшую еще психику ребенка. При этом для окружающих сама «первична» такая психотравма может быть не оценена как таковая. Очень часто она связана с изменением привычного для ребенка окружения, с недостаточной поддержкой его близкими, с ощущениями опасности от окружающего мира, где ему приходится находится. То, что логоневроз имеет в своем течении такие явления как повторение некоторых действия, в данном случае сложности с плавностью речи сопровождаются повторными попытками закончить начатой слово или даже слог, чтобы довести до окружающих свои намерения, мысли, желания, сообщения, то, добавление к симптомам нарушения способности психики самостоятельно справиться с последствиями стресса еще и ОКР, практически, можно считать вопросом времени., поскольку оба эти невроза используют в своем действии некую цикличность в попытках удачно справиться с внутренним напряжением.
То, что логоневроз застал Вас в периоды становления Вас как личности, понятное дело, не добавило Вам уверенности в своих силах и способностях справляться с трудными ситуациями с выигрышем лично для себя. Скорее наоборот, он усложнял Вам возможность обрести эту уверенность, приводил к дополнительной, а иногда и добровольной изоляции от других в те моменты, когда Вам это было особенно необходимо. И, конечно, этот период никак не способствовал тому, чтобы психологическая травма, полученная Вами в раннем периоде Вашей жизни была изжиты и переработана Вашей психикой. Поэтому сомнения и опасения, которые могли возникать в Вашей жизни из-за совершенно разных ситуаций в Вашей жизни просто не могли нее «притянуть» еще один невроз, который питается ими – ОКР. Ведь это расстройство чаще всего начинается с того, что человек теряет уверенность в себе, начинает сомневаться в своих силах и возможностях сделать все, ка нужно и что нужно. Потеря доверия к себе сопровождается перепроверкой простых ежедневных действий – выключения электро- или нагревательных приборов, проверка дверей, окон на предмет их закрытия, постоянная проверка документов и их наличия, перепроверка написанных текстов, вычислений и т.п. А дальше – по схеме: появление навязчивых мыслей и страхов, появление различных фобий, навязчивые мелодии или счет, неадекватный перфекционизм, «паразитные» навязчивые движения частями тела или самоповреждения. Причем чем дольше человек не обращается за помощью, тем больше симптомов начинает демонстрировать ОКР, приводя к замысловатым комбинациям перечисленных выше проявлений.
Но весь этот симптомокомплекс можно отсечь и выбросить из своей жизни, причем вместе с логоневрозом, поскольку есть подтверждение их общей природы в Вашем описании их проявлений в Вашей жизни, раз и навсегда! Ну, наверное, на счет «раз» я все-таки погорячилась! Но в процессе работы со специалистом, возможно, в комплексе и медициной, Вы сможете распутать этот клубок своих проблем, разобравшись с его причинами и проанализировав их воздействие на Вашу психику в процессе развития. И именно в лечении таких неврозов сейчас есть очень положительная результативность психотерапии. Поэтому, не откладывайте в долгий ящик, а ищите специалиста либо по месту своего жительства, либо на просторах интернета, благо сейчас есть и такая возможность, и у Вас обязательно получится сделать Вашу жизнь более комфортной как для себя, так и для своего окружения.
С уважением, Елена Гладкова
Р.С. Посмотрела значение Вашего имени. Нашла много разного, но мне отозвалось – вдохновение, тот , кто дает духовную силу. Так что у Вас точно все получиться!