Сложно выйти из дома, не могу общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 20 лет, я не хожу на учебу в течении 2 месяцев, не работаю, у меня нет друзей, живу с парнем, в гости заходят родители, а они думают что я посещаю занятия, если бы они узнали правду - от меня бы отвернулись. Пол года назад сделала первый медикаментозный аборт, во время этого были очень непонятные негативные эмоции и странные приступи плача, паники(я не верующая, ребенка не хочу и не планирую т.к. сама не считаю себя взрослым сформированным человеком), недавно был 2-й МА и сейчас вообще не понимаю что со мной происходит, я очень хотела с кем-нибудь поделиться этим, спросить совет по женски, да не с кем, с мамой не хочу т.к. считаю это своим косяком и не хочу ее травмировать( а она тоже не очень психически устойчива).
Не знаю даже как общаться со своми близкими, не говоря уже о других людях, мне кажется что я не то говорю, делаю, не так выгляжу, это очень угнетает, много комплексую по поводу внешности и отсутствия навыков общения, хотя пару лет назад, когда только начинала свои отношения вроде была общительная и не считала себя некрасивой, да и мой парень в меня влюбился. Сейчас я уже не понимаю почему он до сих пор со мной, если я даже не могу по его просьбе с ним в магазин выйти, а когда я предлагаю ему прогуляться и время подходит к делу - у меня начинается паника и большое нежелание покидать дом, для себя это объясняю тем, что у меня некрасивая одежда, я не накрашена и что не хочу видеть чужих людей и чтобы они меня видели. Также на фоне ВСД в последнее время участились панические атаки(по несколько раз в день). Я люблю природу и гулять в хорошую погоду,проводить время на улице, но сейчас выйти для меня - это огромная проблема, которая раз через раз доводит до слез, подскажите пожалуйста, я хочу жить нормальной активной жизнью, общаться с людьми, что мне с этим делать?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Даша!
Наша жизнь - это непрерывный поток, непрерывная череда событий. С самого первого дня нашего появления на свет мы попадаем в этот поток. Воспринимаем окружающий мир, чувствуем его, начинаем слышать, видеть. И с самого первого момента мы начинаем этот непростой путь познания окружающего мира. Именно в это время в нас начинают формироваться представления об окружающем мире, начинают закладываться свойства и черты нашей личности. Наши убеждения и заблуждения. И чем сложнее и многообразнее становится наше взаимодействие с окружающим миром, с людьми, тем богаче и разнообразнее становится наш внутренний мир. Продвигаясь в своем развитии, взрослея, мы продолжаем опираться ту основу, на тот опыт, на те представления, которые были заложены с первых дней. Мы учимся понимать окружающих и самих себя через взаимодействие. И мы выстраиваем отношения с миром согласно нашим представлениям о том, что плохо и что хорошо, как надо поступать и как не надо. Мы мечтаем о будущем, стараемся представить себя в этом будущем теми, кем нам хотелось бы стать. Мы строим планы на ближайшее будущее и на отдаленное. Создаем себе "идеальную" модель этого будущего и самих себя. Поставив себе цель, мы движемся к ней преодолевая различного рода препятствия, трудности самого разного характера - как внешние, так и внутренние. На этом пути мы нередко совершаем ошибки. Это нормальная, естественная практика каждого человека. Но суть в том, что понять то, что мы совершили ошибку мы можем только после ее совершения, т.е только оглядываясь назад. В противном случае, никто и никогда не совершал бы ошибок.
У Вас в жизни сложилась непростая ситуация. И все сказанное выше было сказано чтобы подвести Вас к пониманию того, что мы не пассивные предметы, а живые активные, разумные существа. Которые сами являются творцами жизненных ситуаций. А следовательно, если мы можем создавать ситуации, то мы так же способны из них выходить, изменять к лучшему. Вы не исключение. И то, что Вы решили обратиться за помощью психолога уже хороший сигнал. Это говорит о том, что Вы сами пришли к осознанию самого существования проблемной ситуации.
Теперь давайте попытаемся понять, в чем же она собственно состоит. Для этого вернемся к событиям Вашего недавнего прошлого.
Вы пишите, что полгода назад сделали аборт. После этого Вы стали чувствовать себя хуже. А именно, у Вас стали появляться признаки депрессии. Из этого можно сделать вывод о том, что это и есть ключевое событие, послужившее источником Вашего теперешнего состояния. Давайте подробнее это обсудим.
Известно, что аборт как явление не приветствуется ни обществом, ни религией. Не смотря на это никто не вправе осуждать человека за такое решение. Поскольку для принятия такого решения у каждого человека должны быть веские причины, либо внешние, либо внутренние. И это так. Никто не вправе осуждать Вас, кроме одного человека - это Вы сами. Вам пришлось сделать нелегкий выбор между достижением свой цели (это может быть, в Вашем случае, продолжение учебы) и жизнью будущего ребенка. И Вы сделали этот выбор. Эти "непонятные" Вам эмоции напрямую могут быть связаны с этим событием. А именно с тем, что Вы испытываете чувство вины. Вам, возможно, трудно себе в этом признаться. Хотя Вы это чувствуете и даже понимаете, поскольку считаете это своим "косяком." Но постарайтесь заглянуть в себя без страха. Найдите контакт со своим внутренним миром. Постарайтесь понять и простить себя.
То, что Вы перестали ходить на занятия тоже может быть результатом Вашего нелегкого выбора. Та цель, к которой Вы стремились, и ради которой пожертвовали дважды своей беременностью, могла в свете этих событий, отойти на второй план. Это естественно. После переживания стресса такого рода, в человеке происходит переосмысление жизни, переоценка ценностей, пересмотр планов. В связи с этим меняется картина мира, отношение человека к себе и к миру.
Вы замкнулись в себе. Вы пишите, что не считаете себя взрослым сформированным человеком. Но решения принимаемые Вами говорят как раз об обратном. Вы вполне взрослый человек, способный принимать решения и нести за них ответственность. Прежде всего перед собой. Вы чувствуете эту ответственность. Это сопровождается ощущением вины и страха. И это нормально. Это даже хорошо. Вы взрослеете, приобретая жизненный опыт.
Сами по себе чувства вины и страха не несут человеку опасности, даже наоборот помогают ориентироваться в окружающем мире, в социальном пространстве. Но в Вашем случае, это может иметь патологическую выраженность. Потому что весь негатив Вы направляете против себя, против своего тела и своей личности. Отсюда Вам кажется, что Вы плохо выглядите, что делает не то и не так. В этом Ваше заблуждение, Ваша ошибка. Вы сами себя пытаетесь наказать, отгораживаясь от мира. Возможно, для Вас изнутри это выглядит как "искупление". Но это неправильно.
Вам нужно разобраться в себе. Примите все случившееся так как есть. Отпустите прошлое и двигайтесь дальше. Примите себя и будьте снисходительнее к себе. Взгляните на себя с любовью и сочувствием. Вернитесь к учебе. Постарайтесь с головой окунуться в этот процесс. Ведь это Ваша цель. Если Вы ее достигните, то жертвы не будут напрасными. Это ведь Ваш Выбор. Научитесь уважать свой выбор каким бы он не был.
Как можно справиться с этими тягостными тревожными состояниями? Внутренний мир человека только на первый взгляд кажется чем-то непонятным, аморфным и "монолитным". На самом деле, если в него заглянуть, то можно научиться выделять в этом "пространстве" вполне различимые вещи. Это образы, мысли, чувства. Еще древними философами было подмечено, что наши переживания (эмоции) вызываются не самими вещами, а нашими представлениями о них, т.е. образами. Сначала в голове возникает какой-то образ и уже он сопровождается каким либо чувством.
Вы не хотите говорить о своей жизни даже с Вашей мамой. Сама ситуация такого разговора в Вашем представлении вызывает чувство страха быть непонятой и осужденной с ее стороны. Но этот страх, скорее всего, лишь плод вашего воображения. Как я писал в самом начале, наш внутренний мир формируется не сразу, а постепенно по мере приобретения нами опыта. Этот опыт неизбежно разный. Как положительный, так и отрицательный. И часто наше воображение переносит пережитый когда-то негативный опыт (в виде ситуаций, образов) в настоящее, вернее в воображаемые ситуации.
Панические атаки. Что такое паника и как она возникает? Паническая реакция возникает у человека когда он не просто сталкивается с угрожающей ситуацией, а когда он не может понять откуда возникла угроза. В Вашем случае это связано с мнимой угрозой. Вам предстоит лучше познакомиться со своим внутренним миром. Заняться его изучением при помощи самонаблюдения.
Есть немало психотерапевтических приемов избавления от страхов при помощи работы с образами. Один из них называется "засвечивание пленки". Например, представьте себе ситуацию общения с Вашей мамой. Обратите внимание на то, какие это вызывает эмоции. Какой вы видите Вашу маму в этой ситуации. Если это негативный образ ситуации, мысленно делайте его светлее, пока изображение совсем не исчезнет. Когда оно исчезнет, поместите на его место другой образ с позитивной картинкой. Проделывайте это когда что-то будет вызывать у Вас тревогу. Это действует довольно таки эффективно.
Ну и, конечно, учитесь принимать себя такой какая Вы есть. Со всеми Вашими достоинствами и недостатками, убеждениями и заблуждениями. Научитесь уважать себя и свой опыт. Потому что это Ваш опыт и ни чей больше. Этим он и уникален. Не бойтесь общаться с людьми. Вы увидите, что мир населяют такие же живые люди как и Вы. Со своими проблемами. Перестаньте осуждать себя и думать, что окружающие Вас люди тоже обязательно должны смотреть на Вас с осуждением.
Будьте внимательнее к себе и окружающим. У Вас обязательно получится изменить жизнь и свое отношение к ней в лучшую сторону. И близкие люди, уверен, Вам в этом помогут.