Боюсь стать асоциальной личностью. Как справиться с моим состоянием?

Вопрос психологу:
Добрый день. Периодически у меня появляется чувство отчужденности от внешнего мира. Мне не хочется ни с кем общаться, кроме молодого человека и близкой подруги. В принципе это единственные близкие мне люди. Есть ещё несколько подруг, но я бы не сказала, что я в них на 100% уверенна. На протяжении года я периодически чувствую, что не хочу ни с кем общаться, кроме близких людей. Однако я социальный человек и понимаю, что если у меня будет всего два человека, с кем я смогу пообщаться, то я буду себя чувствовать очень одиноко. Для меня чувство нежелания общения с окружающим миром очень странное. Я боюсь стать асоциальным человеком. Кстати, один раз, находясь в толпе на городском празднике, я себя чувствовала неуютно и даже некомфортно среди такого большого количества людей. Они меня пугали. Это было примерно месяц назад. Борюсь, что эти факты как-то связаны. Но самое главное то, что с 2016 года, закончив школу, я не смогла поступить в университет. Получается, что в 2017 году я сидела дома и готовилась к пересдачи ЕГЭ. Это был огромный стресс для меня. Все сверстники перешли на новый этап жизни, учатся в университетах, общаются с новыми людьми, а я сижу в 4-х стенах, учу школьную программу и пару раз в неделю выхожу на улицу. В тот момент я полностью запустила себя: могла не мыться дня 3, не одеваться, не краситься, не заправлять кровать. Мне было очень тяжело. Надеясь на поступление, я удачно сдала экзамены, но баллов на бюджет мне все также не хватило. Поэтому сейчас в 2018 году я опять сижу дома и готовлюсь к экзамену. Я не скажу, что этот год сложнее, чем прошлый. Нет, но мне кажется, что моё эмоциональное состояние полностью подавлено. Я истощена. Все это подкрепляется отвратительными отношениями с мамой, которая постоянно устраивает скандалы на пустом месте, доводит меня до истерик и слез агрессивным поведением и оскорблениями в мой адрес. Она даже не понимает, что, говоря гадости и колкости, делает мне очень больно. Когда я ей пытаюсь сказать о том, что мне это неприятно, что она неправа, она начинает игнорировать меня и делать вид, что не слышит ничего. Она доводит меня до истерик, что даже пару раз я не контролировала себя и начинала также обзывать ее. Я понимаю, что в те моменты я была не права, но она меня довела...до белого каления. Наши ссоры могут начаться ни с чего. Ей может не понравится, как я отвечаю на её вопросы. Кроме того, у неё особая манера общения со мной как надзирателя с подозреваемым. Мне 20 лет, а она все также контролирует меня. Названивает мне по 10 раз на дню. Если я не возьму трубку быстро, то начинаются выяснения: «почему трубку не берёшь?», «ммм, раньше же всегда брала быстро, что это так?». А когда она узнала о том, что у меня есть интим с молодым человеком, то истерзала меня эмоционально очень долгое время. Хотя узнала она об этом 3 месяца назад, и мне не 15 лет, чтобы устраивать такие трагедии. Сейчас при каждой любой возможности делает акцент на том, что я уже «женщина» и что «смотри с пупком и подолом ко мне не приди». Мне неприятно это отношение. Я понимаю, что это ее забота обо мне... но она не понимаю, что мне не 15 лет, и я сама знаю, как мне нужно строить жизнь, когда рожать детей и строить свою семью. Да даже если бы я сейчас забеременела, то трагедии бы не произошло, потому что мне опять таки не 15 лет... Не знаю, все эти факты очень давят на меня, и мне кажется, что периодическое чувство не желания общения с людьми как-то связано с событиями, происходящими в моей жизни. Еще я бы очень хотела семьи, детей и своего гнездышка, где бы царили любовь, понимание и взаимоподдержка.
Автор вопроса: Арина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Кравченко Ирина Григорьевна.
Здравствуйте, уважаемая Арина.
Родители в жизни ребенка играют очень важную роль. Дети рождаются открытыми и любящими. Встречая непонимание со стороны родителей, агрессию, обиду, игнорирование, боль, оскорбление, ребенок может замкнуться в себе, что, в общем, произошло с Вами. Вам нужно осознать, что родителей не выбирают, они такие, какие есть. Постарайтесь принять свою мать со всеми ее недостатками. Скажите ей спасибо, что она Вас родила, проявляет заботу и воспитание, как может. Вы выросли, но она воспринимает Вас все еще ребенком, который не может принимать решения и самостоятельно жить. Поэтому она проявляет излишний контроль. Также она не может контролировать свои эмоции. Кроме того, она Вас содержит, и так как Вы не замужем, боится, что Вы забеременеете и на ее плечи ляжет еще материальное обеспечение Вашего ребенка.
То, что Вы не смогли поступить в ВУЗ со своими сверстниками, а также оскорбления матери, снизили Вашу самооценку. Когда у человека самооценка занижена, он очень зависит от мнения окружающих. Ему некомфортно с новыми людьми, так как он боится отрицательных оценок в свой адрес, а также непринятия его. Именно поэтому возникает чувство отчужденности от внешнего мира.
Заниженная самооценка формирует чувство неуверенности в себе. Человек, не уверенный в себе, не уверен и в других людях. Что также отдаляет его от социума.
Неуверенность в себе, заниженная самооценка говорит о том, что Вы себя не любите. У Вас внутри пустота, Вам с собой не интересно. Поэтому у Вас есть страх одиночества.
Выход из сложившейся ситуации может быть следующий. Так как Вы не проходите на бюджетное отделение в ВУЗ по баллам, Вы идете работать. На заработанные деньги снимаете жилье и поступаете на ВУЗ на заочное отделение.
Как только Вы не будете жить вместе с мамой, отношения скорее всего изменятся. Но, если Ваша мама все же будет Вас оскорблять или названивать по 10 раз на день, Вы говорите ей: «Мама, я тебя люблю, но мне не нравится, что ты мне звонишь по 10 раз на день, что ты меня оскорбляешь и т.д.». Если мама не поняла с первого раза, когда она звонит и оскорбляет Вас, Вы говорите ей: «Все мама, пока». И так делаете, пока она не поймет.
Любите себя: делайте то, что Вам нравится, а то, что Вам не нравится, не делайте. Живите с удовольствием. Вы неповторимы и уникальны. И тогда Вы будете счастливы.
Всех Вам благ.