Как избавиться от страхов и панических атак, мешающих жить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне нужна помощь. Живу с мамой и сестрой. Закончила школу, сдаю ЕГЭ и собираюсь поступать в другой город. Теперь не знаю смогу ли я уехать и жить самостоятельно, ведь для меня и до панический атак и страхов было тяжело осознать переезд и самостоятельную жизнь, а теперь просто невозможно. Проблемы начались около пяти месяцев назад. Я простудилась и легла спать с температурой забыв выпить лекарство. Проснулась от бешеного ритма сердца и ужасного страха за жизнь. В глазах темнело, мне казалось, будто я умираю. Ещё всю ночь не могла уснуть даже после валерьянки, корвалола и валидола. На тот момент я думала, что проблемы у меня с сердцем. Первое время атаки не появлялись и я думала, что с простудой и температурой ушёл и тот страх. Однако я решила проверить состояние здоровья. Ходила на проверку щитовидной железы и делала холтер. Ужасных результатов я не обнаружила, однако атаки все ещё преследовали меня. Позже я прочитала в интернете о панических атаках и поняла, что возможно это оно и есть, ведь всё совпадало: жуткий страх за жизнь, тахикардия, холодные потные ладони, боязнь выходить в общество, но при этом в доме тоже тяжело оставаться. Чувство будто некуда спрятаться и никто не поможет. Осознание проблемы немного облегчило жизнь, ведь теперь я знала что это и как с этим можно бороться. У психолога была всего один раз, он сказал что у меня невроз на почве стрессов, школы, экзаменов и тд. Мама считает, что как только школа закончится всё пройдёт. А мне кажется, что я схожу с ума, потому что я никогда не волновалась из за школы или из за любых тех причин, которые называл психолог. Ничего и никогда меня не могло задеть или как-то ранить. С паническими атаками я пытаюсь бороться и вроде бы что-то получается, я уже не боюсь оставаться дома недолго одна, уже не боюсь сердцебиения и даже пару раз получалось ночевать вне дома. Но что делать если я чувствую себя не собой? У меня появились новые страхи, с которыми тяжело бороться, например страх сойти с ума из за мыслей, постоянно мешающих и наводящих страх когда я не хочу этого, или страх опозориться на людях. Последний экзамен был для меня пыткой: ещё до того как нам выдали бланки мне начало казаться что меня вот-вот вырвет или вдруг наступит резкая диарея, хотя ничего такого никогда не было, и это мешало сосредоточиться, я думала только об этом и живот действительно начал производить какие-то звуки и движения. Из за этого мне казалось, что мои мысли верны и действительно что-то произойдёт. Пришлось идти в медпункт и пить много успокаивающих капель. С желанием уйти с экзамена сдав его досрочно, я вернулась в кабинет и написала всё, что могла лишь бы уже к этому не возвращаться. Теперь этот страх со мной везде, в транспорте, в городе, дома, в кафе... Это мешает очень сильно жить. Кажется, что я уже не вернусь к жизни, которой я жила до этого. И как побороть это я не знаю, ведь теперь мне кажется, что любая мелочь из прошлого повлияла на мое состояние сейчас и это не изменить. Вечно думаю, что сошла с ума и мысли такие настойчивые, я не могу их никуда деть. Отвлекаюсь с трудом, ведь как только пытаюсь отвлечься от одного страха сразу накрывает другой. С этим можно справиться или это конец?
Автор вопроса: дани Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Дани!
Сейчас у Вас непростой период жизни. Окончание школы, поступление в ВУЗ, перемена места жительства неизбежно влекут за собой смену привычного ритма и привычного образа жизни. Это период, когда человеку приходится сталкиваться с новыми, неизвестными обстоятельствами. Приходится осваивать новые обязанности, связанные с новой ролью. С выходом за пределы школы, семейного круга, человек получает больше личной свободы. А значит и ответственность человека за свою жизнь, за свое будущее возрастает пропорционально получаемой свободе. Человек в новых обстоятельствах должен самостоятельно принимать решения в различных ситуациях и, следовательно, самостоятельно нести ответственность за последствия этих решений. Все это рождает определенную психическую напряженность и растерянность. Это естественно в таких обстоятельствах. Все люди испытывают подобные переживания.
В Вашем случае переживания могут быть несколько преувеличены. Связано это с Вашим отношением к предстоящим переменам в Вашей жизни. Разлука с семьей, переезд в другой город, поступление в ВУЗ - эти обстоятельства могут являться для Вас источником возникновения так называемых "тревожных ожиданий".
Тревога по отношению к будущему появляется у человека, как правило, в том случае, когда он не уверен в себе. А именно в том, что он справится с предстоящими трудностями. С другой стороны тревога связана с тем, что в своих представлениях о будущем, о будущих переменах, человек преувеличивает трудности, которые могут у него возникнуть. Хочу подчеркнуть, ключевым словом здесь является слово - МОГУТ возникнуть. Но это совсем не означает, что именно это и случится. Во многом представления о нашем будущем являются лишь плодом нашего воображения.
Страх перед неизвестностью вещь естественная для человека. В Вашем возрасте это еще может быть обусловлено недостатком личного опыта в решении житейских проблем, что тоже вполне естественно.
Вам нужно поменьше фантазировать относительно Вашего будущего, меньше рисовать "страшилок" в своем воображении.
Ваш страх "опозорится на людях" может быть связан с низкой самооценкой и повышенной требовательностью к себе. С преувеличением Ваших "недостатков". Попробуйте проанализировать Ваши страхи. Выяснить, с чем они связаны. Какая из черт Вашей личности может стать, по Вашему мнению, причиной "позора" перед другими людьми. Запишите Ваши ощущения и Ваши мысли по этому поводу на бумаге. Это позволит Вам более отчетливо понять картину того, что происходит у Вас внутри. По мере прояснения этой картины, Вы начнете более ясно видеть сходства и различия между Вами и окружающими. А это позволит Вам более адекватно оценивать себя, свои способности и свои возможности.
Ваши опасения того, что Вы окажетесь в ситуации безвыходности, беспомощности, в которой Вам никто не поможет может быть следствием Вашего недоверия к окружающему миру. Причины появления такого недоверительного отношения могут быть различные у разных людей и требуют более глубокого анализа жизненного пути человека. Но способы преодоления этого сходны для всех. Прежде всего не стоит не в коем случае замыкаться в себе. Постарайтесь быть более открытой миру. Не бойтесь говорить о том, что Вас беспокоит с другими людьми, которым Вы доверяете. Не надо бояться общения. Не бойтесь высказывать свои мысли, делиться ими с другими людьми.
Такие вещи как самооценка и доверие к окружающему миру очень связаны. Вы это почувствуете. Чем увереннее Вы будете чувствовать себя в окружающем пространстве, тем больше будете доверять миру. И наоборот, чем больше у Вас будет доверия, тем меньше будет страхов, связанных с будущим. А, следовательно, больше будет веры в себя и свое будущее.
Так, что - это не "конец", как Вы выразились. Это - начало, начало новой жизни. Желаю Вам больше позитива, уверенности в своих силах и чувства юмора. Будущее перестанет казаться Вам угрожающим. Вы со всем обязательно справитесь.