Как перестать бояться и научиться давать отпор?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Лиза, мне 21, не замужем, учусь в вузе. Я хотела обратиться с проблемой, которая меня волнует уже достаточно долго. Я никак не могу преодолеть страх давать отпор. Я достаточно простой человек, люблю пошутить, делаю это иногда и над самой собой. Мне кажется, мое поведение немного навязчивое, как у ребенка, который пытается добиться внимания от окружающих, и я начинаю замечать что люди не относятся ко мне серьезно. Когда со мной общаются, обращают на меня внимание, я чувствую себя невероятно хорошо, чувствую будто меня уважают и прислушиваются. С детства я мечтала, чтобы ко мне относились с уважением, с моим мнением считались, но никак у меня это не выходит. Так вот, иногда люди начинают переходить границу, их поведение мне не нравится, чаще всего надо мной подшучивают, ведут себя так, будто я неразумный ребёнок. В этот момент я "застываю", я боюсь себя защитить, я просто молчу или смеюсь над этими шутками. Надо мной шутят как хотят, если я сделаю то же самое им, то на меня сразу начинают злиться. Мне кажется, что если я начну защищать себя, то меня легко "поставят на место" или высмеют, начнут демонстративно игнорировать. Я знаю что это всего лишь страх, но в нужный момент я теряюсь. Если начинаю давать отпор, то потом "под натиском" сдаюсь. Может это из-за родителей (я в детстве была очень послушной). Однако, мне кажется, что это скорее из-за моих одноклассниц. Сейчас я понимаю, что они меня определенно не любили, потому что даже спустя такое время, они при встрече пытаются меня задеть. Но в школе я считала что со мной что-то не так и это я какая-то не такая, я считала что они ни в чем не виноваты, а я злюсь на них просто из зависти. Некоторое время они меня игнорировали, когда стали постарше это уже не было так заметно. Если я случайно говорила что-то "не то", то их выражения лиц сразу менялись, и в другой момент они делали мне какую-нибудь неприятность. Они все время подшучивали надо мной даже если я ничего не делала. Они часто объединялись против меня. Теперь я понимаю что мой страх сказать что думаю или что-то "не то" взялся именно отсюда, однако, избавиться от него никак не могу. Подскажите, может есть какие-нибудь методики или приемы? Я обращалась к психологу, но это ничего не дало. У нас в городе нет хороших специалистов. Буду очень благодарна, если вы избавите меня от этого страха и научите защищать себя.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Лиза, благодарю за ваше обрашение на наш сайт и рада вас приветствовать.
Ваш запрос звучит так: как перестать бояться и научиться давать отпор? И у меня сразу возникает вопрос к вам: перестать бояться чего? Что конкретно вы боитесь?
Лиза, вы не задумывались, возможно вам стоит поработать над собой и тогда отпор давать не придется? Вы говорите: "мне кажется, мое поведение немного навязчивое, как у ребенка, который пытается добиться внимания от окружающих, и я начинаю замечать что люди не относятся ко мне серьезно".
1.Тогда если вы заметили проявления навязчивого поведения у себя, то почему бы не изменить его? Научиться контролировать свое поведение и вовремя говорить себе "стоп". Для этого попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Как только вы заметите, что вы становитесь навязчивой, притормозите.Помимо сказанного, научитесь замечать признаки того, что собеседнику больше неинтересно продолжать диалог. Навязчивое поведение также говорит и о том, что человек склонен нарушать личные границы других людей, тем самым проявляя неуважительное отношение к желаниям другого человека. Тогда ничего нет удивительного в том, что ваши границы так же нарушаются и это подтверждает ваша фраза: "так вот, иногда люди начинают переходить границу, их поведение мне не нравится, чаще всего надо мной подшучивают, ведут себя так, будто я неразумный ребёнок".
2.Из вашего письма становится ясно, что вы склонны перекладывать ответственность за ваше поведение на окружающих: "может это из-за родителей (я в детстве была очень послушной). Однако, мне кажется, что это скорее из-за моих одноклассниц".
Лиза, вам необходимо принять тот факт, несмотря на то что вы называете себя "неразумным ребенком" (и здесь так же возникает вопрос-что вы имеете ввиду называя себя так?) и ведете себя как "ребенок, который пытается добиться внимания от окружающих", вы взрослый человек. А, соответственно и ответственность за ваше поведение полностью ложится на вас. Я не исключаю тот факт, что детско-родительские отношения или иные отношения в детском возрасте могли повлиять на формирование вашего поведение в более взрослом возрасте. И вместе с этим, будучи взрослым человеком, вам необходимо формировать у себя навыки эффективного общения.
3.Вы говорите, что вы обращались к психологу и это ничего не дало. Возникает вопрос: какую работу вы лично проводили над собой и соблюдались ли с вашей стороны рекомендации, данные психологом?
4.Лиза, я настоятельное вам рекомендую проработать навыки эффективной коммникации как со специалистом так и при помощи тематической литературы.
5.По поводу страха о котором вы говорите в конце своего письма, я могу сказать следующее: чтобы победить свой страх-необходимо встретиться с ним. В вашем случае вам необходимо понять для себя :
свободно выражать свои мысли и желания-это нормально и естественно для каждого из нас, важно, чтобы этот было уместно, а также необходимо знать меру.
И в заключении хочу добавить следующее- вы говорите: "я с детства я мечтала, чтобы ко мне относились с уважением, с моим мнением считались". Лиза, до тех пор пока вы не научитесь уважать себя и считаться со своим мнением, ситуация не изменится. Отношение окружающих к нам - это отражение нашего отношения к себе.
Лиза, я надеюсь вам будут полезны мои рекомендации. Начните работать над собой и вскоре вы заметите результаты.
Всего вам доброго.
С уважением, Анна.