Как не бояться демонстрировать свои знания и их негативной оценки?

Вопрос психологу:
Проблема состоит в том, что я не хочу отвечать материал, который выучила. Сейчас я учусь в универе и из-за моей проблемы у меня много долгов по тем моментам, которые надо было отвечать устно. То есть я трачу действительно много времени на подготовку к семинарам, углубляясь в материал и хорошо в нем ориентируюсь. Но когда прихожу в универ, и надо ответить коллок (обычно стою в очереди), предпочитаю уйти. Возникает мысль, что я недостаточно хорошо знаю, а что если препод задаст вопрос, который я упустила, препод же по-любому больше знает, лучше подготовлюсь получше, а потом отвечу. Да и при однокурсниках отвечать ужасно, потому что вдруг опозорюсь. А когда однокурсники не сдают, потом начинают рассказывать, как их там валили, какие неадекватные вопросы задавали, и как там всё плохо ужасно, а они так старались (и по их рассказам, они намного больше меня учили). Я паникую, тошнит очень чуть ли не до рвоты. И даже пытаться не хочется. Однако когда загоняют в угол и я уже сижу прям перед преподом один на один, то отвечаю минут за пять на высший балл, когда другие по 20 минут отвечают и им что-то натягивают. Но заставить меня мог лучший друг, который буквально толкнул в кабинет, а препод сразу посадил перед собой, либо очень настырный препод. Друг ушел из универа, а преподы будут другие. Да и с другом я тогда зашла отвечать, я ответила на пять, а он не сдал (на грани отчисления), разумеется дальше отвечать что-либо мне не хотелось, потому что было такое ощущение, что друг меня винит в том, что я сдала, а он нет (хотя он не говорил так, и говорил, что я должна радоваться, что сама смогла сдать тяжелому преподу). Но сейчас новый год будет, а еще немного долгов и я вылечу. Но не могу ничего с собой поделать. Я старалась себя заставить подойти к преподу (чтобы ответить на оценку, просто в общении проблем нет), но все равно в конце концов придумывала повод избежать ответа. Такая проблема была со школы, но там учителя всегда шли мне на встречу. Например, на математике, физике, химии мне могли дать задачку, а потом посмотреть, как я ее решила на листочке. Потом спрашивали, могу ли я выйти и всем объяснить (потому что обычно задачи были олимпиадные или повышенной сложности). Я отказывалась и меня не заставляли. Или если никто не мог что-то решить, я могла сама подойти к учителю или однокласснику, показать своё решение, а они уже сами разбирались, объясняли и записывали всё на доске. Такая проблема была не всегда. В началке я постоянно демонстрировала свои знания и была очень активна. Думаю, это началось, когда я перешла в новую школу. Я там подняла руку, но одноклассники на меня посмотрели, будто у них так не заведено и они меня "съесть" собираются. Когда я развернуто ответила на вопрос учителя, ребята меня стали сторониться. После этого я перестала проявлять какую-либо активность.
Как я могу решить эту проблему самостоятельно и могу ли? Она очень мешает жить. А я люблю учиться и не хочу вылететь из универа! Но перебороть себе не получается уже 7 лет.
Автор вопроса: Настя Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Вильхельм Нелли Геннадьевна.
Дорогая Настя, большое тебе спасибо за вопрос.
Твоя проблема знакома очень многим и мы попытаемся сейчас в ней разобраться. Но для начала, скажу сразу — в одиночку ты вряд ли справишься. Тебе просто необходим человек, который будет тебя в течении определенного времени направлять, говорить, советовать, держать за руку и проверять домашние задание, связанные с работой над твоими страхами.
Если ты в течении 7 лет до сих пор борешься с этой проблемой, то посторонняя помощь просто необходима, и тебе непременно надо найти специалиста по фобиям и страхам.
Теперь по порядку.
Много лет назад, когда ты перешла в новую школу, у тебя все было нормально и ты любила и хотела отвечать заданный материл. Замечательно.
Значит проблема, которая перед нами стоит, не заложенная, а приобретенная.
В этом случае вероятность прийти к положительному результату увеличивается в разы.
Почему, это произошло?
На самом деле, все очень просто. Переход в новый класс, или смена школы или вообще другой город для любого ребенка является стрессовым фактором и неизвестно какие, это будет иметь последствия.
Ты, Настя, сначала не испугалась и с собственной подачи, дала на уроке правильный и развернутый ответ. Но, к сожалению, результат не заставил себя ждать и ты очень быстро стала изгоем класса.
Став изгоем и держась все время в стороне, ты стала неосознанно привыкать к такому поведению. А именно, «лучше я буду молчать, целее буду (как морально, так и физически)». Это конечно помогает, но не надолго.
Школа заканчивается, мы взрослеем. С годами, наши вчерашние одноклассники уже не смотрят на нас, как на объект насмешек и унижений. Они начинают видеть в каждом из нас личность и даже стараются помочь (как твой друг по институту — даже если он ушел или его выгнали). Это то, что ты на своем осознанном уровне еще не воспринимаешь, т. к. с детства заложена неправильная схема поведения.
И не смотря на то, что уже никто не собирается над тобой смеяться или тебя высмеивать, ты все равно не можешь через себя переступить и начать свободно говорить на те или иные темы.
Волнение в данной ситуации только усугубляет положение и не дает трезво мыслить. Чем больше ты волнуешься, тем страшнее становиться, что-то сказать.
Это надо научиться контролировать. Есть целый цикл упражнений, посвященных управлению дыхания, визуализации и т. д.
Самое простое:
Чтобы просто прийти в себя, надо постараться успокоиться и научиться следить за своим дыханием. Для этого нужно удобно сесть или лечь (каждый ищет для себя сам) и закрыть глаза. Постараться выкинуть все мысли из головы. НЕ получается?
Тогда сжимая руку в кулак, представляй, как ты сжимаешь мысли в своей голове и разжимая руку, представляй, как они падают с твоей ладони. Скорее всего ты почувствуешь головную боль — это ничего страшного, просто сделай небольшой перерыв и начинай снова. Постепенно станет виден свет в конце туннеля и ты осознаешь, что мысли (если и не все), то исчезли.
Далее, начинай медленно вдыхать и выдыхать — это просто необходимо, чтобы узнать свой ритм, прочувствовать, что значит дышать равномерно, дышать правильно. Это упражнение необходимо выполнять каждый день, по нескольку раз, в зависимости от возможности. Но не менее 10-15 мин, и ни в коем случае, только для того, чтобы поставить галочку. Нам ведь нужен результат, а не отчет о проделанной работе.
После того, как ты научишься правильно дышать, мысли в голове не исчезнут, просто тебе уже будет немножко легче их контролировать и распределять по своим местам. Потому что, пока ты находишься в таком возбужденном/перевозбужденном состоянии, предпринимать с тобой какие-либо действия просто бесполезно и неэффективно.
После того, как ты освоишь несколько техник, то опять же под руководством специалиста, ты можешь делать следующие шаги.
Самое главное, что твоя проблема решаема, но необходимо начать прямо сейчас, пока не стало поздно и тебя не выгнали из института.
Дорогая Настя, желаю тебе удачи и если возникнут вопросы, пиши.
С уважением, Нелли Геннадьевна Вильхельм