Паническое расстройство с боязнью инсульта.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый доктор. По порядку: меня зовут Владислав, мне 21 год. Программист. Холост. Живу с мамой и братишкой. Недавно (2 месяца) назад умер дед.
Первый приступ панической атаки произошел 27 апреля этого года. Скорее всего, приступ произошел из-за резкого страха инсульта, так как до этого разговаривал с коллегой на счет инсульта, и я резко испугался. Когда приехали в больницу, давление было 140х90. Сбили магнезией и дали успокоительное. После этого, моя жизнь уже эти 4 месяца просто превратилась в АД, первое время я вообще боялся вставать с кровати, так как появилась шаткая походка, непонимание того, что делаю, дурнота какая-то в голове, страх вообще выйти в общество, а на работу прийти и сесть на то место, где мне стало плохо - для меня было просто смертельно страшно.
Я сделал много обследований, кардиограммы, эхокардиографию, МРТ головного мозга, МСКТ надпочечников. Все, что мне говорили врачи - это НЦД, ВСД. Назначали успокаивающие, но от них я только спал. Делали витамины, никотинку, комплекс б1, б6, б12. Но ничего так сказать не помогало. Я понял, что это связано все с моей головой, то есть пока я не поборю свой страх инсульта, у меня так и будут эти панические атаки возникать.
Последний раз я попал к очень хорошему нашему знакомому невропатологу, которая мне и поставила данный диагноз - паническое расстройство. Пил корвалол, грандаксин, афобазол (1 месяц). Сейчас, как она сказала, пошел второй этап - пью сермион (3 р.в.д.), магне б6 (3 р.в.д.) и на ночь 15 капель настойки пустырника, валерианы и боярышника. На самом деле, когда к ней пришел, она посмотрела мою кучу анализов, из которых можно составлять целую книгу :) и сказала, что у тебя нет ничего страшного. Успокаивает, что от инфаркта и инсульта, в ближайшее время, не умрешь это точно. Просто произошел сбой организма, он начал выполнять чисто физиологический природный инстинкт "Бей или Беги" даже во время спокойствия.
Первые 2 недели после ее слов я как-будто освободился от всего, мне действительно очень полегчало. Я стал ходить на работу, в общем, жить, почти нормальной жизнью (так как я программист и работаю за ПК, у меня под вечер побаливала голова, а точнее даже не болела, а становилась какой-то тяжелой, но придя домой, искупаюсь, мне становилось легче). Но вчера узнал, что соседка умерла от инсульта в 38 лет. И меня опять как понесло, опять паническая атака, и сейчас сижу просто напросто в какой-то тревоге, еще появился очень настораживающий симптом - к левой ступне время от времени, приливается тепло как-будто. Немного горячо становится ступне. Но потом отпускает. Это может быть часто, а иногда может и не быть. В основном уже, как месяца 2 это есть. И думаю, как бы не тромб или еще чего-то, что может вызвать инфаркт или инсульт. Вот только такие дурные мысли ко мне в голову и приходят в 21 год. А у меня семья, ребенок, а живу как какой-то младенец в своих страхах. Не могу никак избавиться от мысли, что произойдет инсульт. Не понимаю, почему. Раньше я вообще никаких болезней не боялся, то есть для меня все это было как-то на последнем плане. А сейчас, я боюсь каждого симптома. Хотя, после панической атаки мне становится нехорошо, состояние полета какого-то, и это продолжается несколько дней, потом все симптомы сами собой проходят, если не думать о дурном. Вот мои все симптомы, которые я чувствую сейчас и которые меня беспокоят:
1. Чувство предобморока. Когда хожу, ощущение, что меня заносит и я сейчас упаду, сопровождается небольшой тревогой.
2. Приливы тепла к ступне (левой в основном).
3. После целого дня работы тяжелая голова (помогает небольшой массаж и душ)
4. Ощущение проваливания в пространстве (но уже такой симптом почти сам по себе прошел)
5. Навязчивые мысли (что вот вот умру)
6. Мушки в глазах
7. Прилив жара или наоборот холода
8. Иногда учащенное мочеиспускание
9. Заметил, что страх настигает в определенных местах или при определенных обстоятельствах (в основном те места, где мне становилось плохо - где происходила паническая атака).
Помогите пожалуйста, доктор. Я уже так устал, я просто хочу зажить заново новой жизнью, у меня семья, ребенок. Еще недавно дедушка умер. В общем, ощущение, что я сойду с ума...
Автор вопроса: Владислав Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Завьялова Оксана Сергеевна.
Здравствуйте, уважаемый Владислав! Лечение панических атак, является чисто ВРАЧЕБНОЙ ЗАДАЧЕЙ! В контексте Вашего вопроса и ситуации, я, как психолог, постараюсь дать Вам общие рекомендации по совладанию с приступами панических атак, которые существенно могут облегчить Вашу жизнь. Вы сейчас очень активно проходите медикаментозное лечение и обращаетесь регулярно к врачу, что ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО! Но одновременно с медикаментозным лечением требуется активная (может быть даже долгосрочная) психотерапия, направленная на устранение причин панической атаки. Если Вы будете проходить лечение только с медикаментами, то в дальнейшем Вам будет сложно от них отказаться. Владислав, Вам необходимо искать внутренние ресурсы для совладания с приступами панической атаки. Лично меня, как специалиста, очень радует ваша активная позиция по отношению к своему здоровью! Вы современный, активный молодой человек, у которого есть ответственностью за свою жизнь и здоровье! У меня сложилось впечатление, что вы очень хорошо изучили свое заболевание и его симптомы и очень ответственно подходите к процессу лечения. Владислав, для того, чтобы справиться со своими страхами, требуются определенные усилия с Вашей стороны и огромный профессионализм специалиста, который будет с Вами работать, я имею в виду врача - психотерапевта, не психолога - психотерапевта, а именно специалиста с базовым медицинским образованием. Видов и методов психотерапии насчитывается более 450. Каждый специалист выбирает из этого разнообразия те методы, которые более всего подходят ситуации и личности пациента. Большое значение придается методикам, в которых ведущую роль играет научение, основанное на диалоге с пациентом. Иногда бывает достаточно детально разобрать ситуацию возникновения тревоги обучить простейшим приемам ее преодоления для того, чтобы пациент получил существенное облегчение. В процессе психотерапевтической работы происходит переоценка ценностей, изменение самооценки, осознание собственной значимости. Перестройка личности - это очень длительный процесс, который может занять несколько лет. Психотерапевтическая работа ведет к пересмотру жизненной позиции, внутреннему преображению и кардинальному изменению качества своей жизни. Психотерапия совместно с медикаментозной терапией является основной в избавлении от панических атак. Очень хорошо помогают методы физиотерапии. Обсудите со своим лечащим врачом, насколько это целесообразно для Вас. Паническая атака возникает на фоне уже сформировавшегося невроза, в основе которого, как правило, лежит психогения - травмирующее воздействие ситуации или переживание. Физиотерапия имеет большие возможности в лечении панических атак. Это воздействие силами природы: теплом, холодом, светом, электрическим током, магнитным полем и другими факторами. Используются такие виды физиотерапии, как: массаж (общеукрепляющий, профилактический, сегментарный, точечный, медовый, шоколадный, теплыми камнями, улитками, кактусами, горячими травами); лечение водой (различные виды душа, плавание в бассейне, аквапарке); флоат-камера (или камера сенсорной депривации) - это новый вид физиолечения: человек находится в капсуле с подогретой водой, в которой растворены соли. Вес тела при этом не ощущается, имитируется состояние невесомости (внутриутробного развития). Никакие сигналы из внешнего мира, в том числе свет, шумы, не поступают. Камера может использоваться на финишном этапе лечения панических атак, когда преодолены основные симптомы); воздействие электрическим током (дарсонвализация головы и шеи, электрофорез, электросон, различные виды стимуляции электричеством); магнитные процедуры. Что Вам делать при приступе панической атаки:
1. Для начала постарайтесь успокоиться и направить свой контроль на купирование приступов паники. Пусть Вам поможет мысль, о том, что от панической атаки никто не умирает. Это поможет Вам собраться и начать активно помогать себе.
Носите всегда с собой бутылочку с водой и как только Вы понимаете, что начинается приступ - делайте несколько глотков воды, желательно, чтобы вода была холодной;
2. Можно начать проговаривать свои действия вслух, как бы руководя самим собой, давая себе различные команды (говорите с собой, подбадривайте и поддерживайте);
3. Обратите внимание на свое дыхание. В ситуации стресса, паники дыхание человека становится поверхностным, вдохи короткие неглубокие, частые, что приводите к гипервентиляции легких. Уже только это может спровоцировать наступление паники. Поэтому, возьмите свое дыхание под контроль. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять, по мнению физиологов, вдох - связан с возбуждением нервной системы, а выдох - с ее торможением, поэтому, если вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта. Успокаивающее дыхание заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвойне длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха. Схему успокаивающего дыхания можно представить так: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8 (2); 4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(2); 7+1-(2); 8+10(4); 9+10(4); 10+10(5). Первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая - продолжительность выдоха, третья - задержку дыхания после выдоха. Такое дыхание поможет Вам быстро восстановить эмоциональное состояние при стрессе или во время паники. Для этого рекомендуется дыхание животом. Дыхание можно сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой, в начале придерживайтесь ритма - два шага вдох, два шага - выдох, затем увеличивайте продолжительность выдоха - два шага вдох, три шага выдох.
4. Используйте "метод резиновой ленты". Носите вокруг запястья резиновую ленту. Почувствовав приближение панической атаки, оттяните ее, и пусть она с достаточной силой щелкнет Вас по руке. Резкое болезненное ощущение отвлечет внимание от болезненных симптомов и даст время применить другую технику для контроля страха, например, замедленное дыхание. Иногда и самого ощущения достаточно, чтобы остановить приступ.
5. Используйте счет. Может помочь при надвигающимся приступе, если начать подсчитывать какие-нибудь предметы. например, сколько красных машин проехало мимио, можно просто умножать числа в уме.
6. Попробуйте прочесть мысль, которая Вас пугает наоборот. При необходимости повторите до 10 раз.
7. Заговорите с незнакомым человеком, попросите его подсказать, как Вам дойти до ближайшей остановки или станции метро. Главное - сосредоточьтесь на другой задаче;
8. Можно завести специальный блокнот, в который во время приступа вы будете записывать информацию: время, место, где находитесь, кто и что окружает, ситуация, в которой находитесь, мысли чувства, которые возникают, ваша реакция в данном случае);
9. Чтобы легче справляться с паническими атаками, необходимо научиться расслабляться. Для этого можно освоить любой метод релаксации, например - прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону. Когда Вы научитесь быстро снимать мышечное напряжение, легко сможете снимать уровень тревоги. Тревога и релаксация - прямо противоположные состояния, они не могут быт одновременно.
Владислав, самое главное - не убегать от ситуации. Если приступ застиг Вас в торговом центре или метро то, справившись с ним, продолжайте делать тоже что и делали, пусть даже вы просто не спеша прохаживались. Поддавшись желанию убежать, Вы рискуете закрепить свой страх перед этим местом.
10. Начните жевать жевательную резинку (желательно с ментолом);
11. Если дома есть животное, контактируйте с ним: гладьте, разговаривайте (со своим или с чужим);
12. Потирайте руки до тепла в ладонях, хорошо иметь с собой шипованный резиновый мячик для рук. Сжимайте мячик, катайте между ладонями.
Владислав, во время приступа панической атаки, как только почувствуете, что вам становится немного легче, говорите себе: "Я здесь главный, это мое тело, я им управляю. Я контролирую, я управляю, мое состояние стабилизируется. Я владею своим телом, своими мыслями".
Владислав, от всего сердца желаю вам крепкого здоровья, счастья и радости!
С уважением к Вам, психолог Завьялова Оксана.