Страх перед будущим. Потеряла чувство защищённости.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня нет близких отношений ни с кем, мне не на кого опереться, и, наверное, из-за этого я потеряла чувство защищённости. Сейчас я без работы, живу с бабушкой и постоянно переживаю о будущем. Из-за того, что я разругалась с матерью и больше не хочу с ней общаться, я понимаю, что если с бабушкой что-то случится, она ведь пожилой человек, я могу оказаться на улице и мне негде будет жить, а обратиться даже не к кому будет. И хоть это просто мысли, я чувствую себя всё время в опасности. Меня это парализует, наедине с собой постоянная тревога. Разжевывание этих мыслей.
Почему-то пока я была в отношениях и встречалась с парнем – я всегда себя чувствовала максимально комфортно, пока он был рядом. Мне с ним было вообще все равно где находиться, хоть у него дома, хоть в другом городе, хоть в бассейне с аллигаторами. Тревога сразу пропадает, такое облегчение, чувствую себя живой. И хочется что-то делать. А только останусь одна – и здравствуй, страх. Не знаю, почему так. Я не думаю, что это страх одиночества, я люблю быть одна. И так было не всегда. Точно не могу сказать, когда это началось, наверное, с возрастом, с мыслью, что я уже взрослая и пора самой за себя отвечать, потому что уже никто другой не будет. Ведь даже успешные люди могут потерять бизнес, стабильную работу. А у меня нет даже этого. Я уже даже не могу находиться в тишине - включаю какой-нибудь сериал фоново, когда занимаюсь делами, как иллюзию того, что кто-то рядом есть и для отвлечения внимания. Посоветуйте что-нибудь, эти мысли мешают любой моей деятельности.
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анна!
За таким понятием, как страх перед будущим, может прятаться множество проблем. И очень часто это связано с неопределенностью этого самого будущего, с невозможностью его прогнозирования, со страхом потерпеть неудачи в начинаниях, с неверием в собственные силы, да много еще чем!
Поэтому, рекомендую раздробить Ваш глобальный страх на эти более мелкие и доступные к анализу и осмыслению.
Неопределенность свойственна нашему миру вообще, поскольку конечный результат любой деятельности, очередной шаг по дороге самостоятельности зависит от очень большого количества переменных, не на каждую из которых есть возможность повлиять. Соответственно, и невозможность его прогнозирования тоже лежит за пределами возможности самого человека, хотя это абсолютно не исключает такую особенность подобных попыток, как построение планов на собственное будущее. Планирование является важной частью в целеполагании и стремлении их достичь. Поэтому его можно использовать для снижения страха перед неизвестностью собственного будущего. При это, стоит помнить, что здесь есть несколько секретов, облегчающих жизнь и снижающих тревожность, в случае ее существования – это наличие перспективного плана, определяющего тенденцию в развитии личности и направлении ее движения, и составные части – краткосрочные планы, которые помогают поэтапно двигаться к намеченной цели, не разбрасываясь энергией на слишком много направлений. Возможно, когда эти краткосрочные планы будут выполняться одновременно несколько, особенно, если их выполнение необходимо для продвижения к глобальному одновременно во временном отрезке. Например, можно обучаться выбранной специальности и пытаться найти работу, которая бы помогла в дальнейшем получить необходимый опыт в этом направлении. Или учиться в одном учебном заведении, параллельно обучаясь еще где-то тем навыкам, которые будут необходимы в дальнейшем по основному виду деятельности. Например, совмещаются экономическое и юридическое обучение, или преподавательская деятельность и изучение психологии.
Разумеется, все это можно делать параллельно, когда есть ресурсы и возможности.
Что касается страха потерпеть неудачу в начинаниях или делах, так от этого не застрахован, как Вы правильно заметили, никто. Опытные люди расценивают неудачу иногда даже более ресурсной, чем победы., поскольку помимо опыта, она дает возможность пересмотреть стратегию поведения и сами цели с позиции их привлекательности или ложности.
Теперь немного о защищенности, Здесь мне больше видится, что за этим страхом стоит неготовность к самостоятельности, инфантильная позиция и страх перед ответственностью за свои действия и их последствия.
Хорошо, когда рядом есть кто-то, кто поможет и поддержит в минуты слабости и отчаяния. Такая защита необходима всем нам время от времени.
Но ожидание, что кто-то будет вечно решать все за Вас, постоянно направлять и наставлять связано с недостаточной готовностью к самостоятельной жизни и с нежеланием такую готовность приближать.
Жизнь мудрее, чем все мы. Она обязательно создаст такие ситуации, где подобная готовность будет необходима рано или поздно. И в случае нежелания готовить себя к этому, Вы можете оказаться еще более незащищенной и раздавленной жизнью. Логично было бы начать в ней делать что-то, что помогло бы Вам подготовить себя к этому. Поскольку зависимость от другого, более сильного рядом может заманить в еще большую ловушку и полностью парализовать Вашу волю, сделать неспособной защитить себя в различных жизненных ситуациях, стать игрушкой в чужих руках.
Картина получилась что-то совсем мрачной! Я не старалась запугать Вас еще больше! Но если Вы не задумаетесь о том, что происходит в Вашей жизни и сама не начнете ее менять в том направлении, которое выберите, то будьте готовы к тому, что найдется что-то или кто-то в ней, кто может сделать это за Вас и не всегда это будет приятно и доставит Вам удовольствие.
Как-то так!
С уважением, Елена Гладкова