Почему меня беспокоит постоянная чрезмерная мучительная мнительность и как от нее избавиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 23 года. Меня беспокоит постоянная чрезмерная мнительность практически во всех аспектах жизни. Любое принятие решений для меня-просто пытка, потому что какое-бы я решение не приняла-буду думать о плохом исходе и сомневаться. В голове сразу разворачиваются целые теории неизбежной катастрофы, в связи с принятым решением. Поэтому я всегда стараюсь переложить свои решения на других, чтобы избежать ответственности и последствий. Все детство и подростковый возраст за меня все решали родители, оберегая, указывая и не давая мне проявить самостоятельность ни в чем. Выбрали для меня институт и профессию (это было безоговорочно и с сильным натиском) и вот результат - я без полугода врач (какая ирония, самая ответственная профессия в мире! ). Профессия мне не нравилась и не нравится, но покорно учусь, потому что боюсь, что изменив что-то в своей жизни путем самостоятельных решений, все испорчу и сломаю. Не хочу быть доктором хотя бы потому, что вечно буду сомневаться в показаниях и диагнозах и изведу себя этим, буду постоянно думать, что назначила что-то неправильно. Я себе то помочь не могу, а другим людям и подавно. Но еще больших неудобств мне доставляют мелкие бытовые сомнения. Боюсь оставить включенными электроприборы и воду. Хожу, перепроверяю раз 5-6. Потом, не веря своим глазам , несколько раз фотографирую приборы в отключенном состоянии, чтобы в любой момент вне дома я могла себя успокоить, что все выключено. Потом выхожу в подъезд, дохожу до лифта и возвращаюсь обратно домой. И ритуал повторяется. После этого спокойная иду на учебу. Самое забавное, что фотографии сделанные потом - не пересматриваются. Тревога уходит после того, как я возвращаюсь, фотографирую и перепроверяю второй раз. Мнительность проявляется в пищевом поведении так же. Я очень боюсь отравлений. Часто выкидываю абсолютно свежие и нормальные продукты, если мне кажется, что они какие-то не такие (от них не пахнет, они не стухли, срок годности в норме-просто они не такие! ). Могу купить что-то типа консерв, увидеть потом еле заметную вмятинку на банке , которая не нарушает целостность банки и тут же выкинуть это. Могу увидеть черную точку маленькую на сыре и выбросить целую голову сыра, только что купленную. Мне будет казаться, что она стухла. То же самое с конденсатом в йогурте. Понимаю, что конденсат, но все же думается, что вдруг что-то там скисло и отсеклось. Это очень мешает, я уже не стесняясь могу в гостях спрашивать, что из чего готовили и сколько хранили. Внутри себя неудобно вроде, а поделать ничего не могу. У маникюрщицы, которая меня порезала, удаляя заусенец думала что я теперь заражусь ВИЧ. В самых мелких бытовых проблемах всегда думаю, что настает конец света. Когда что-то болит, в голове миллион вариантов заболеваний (разумеется самых плохих) и в силу того, что знакома с медициной, сразу думаю, что умираю. Эта черта у меня была и до института. Было три эпизода в подростковом возрасте-1)лизнула бездомная дружелюбная собака меня и я думала, что заразилась бешенством, каждые пол часа на протяжении двух недель мерила температуру себе и чувствовала у себя повышенное слюноотделение. собралась умирать. через две недели как-то успокоилась. 2)уронила крышку с питьевой бутылки в лесу, где видела мышь, а потом забылась, закрутила бутылку и из нее позже попила. тоже собралась умирать, мерила температуру и изводила всех. 3)почувствовала, как чешется нос (видимо аллергия какая-то была) и решила, что это чешется из-за того, что у меня сахарный диабет. Таких эпизодов очень много, это все очень глупо, но поделать ничего не могу. Вся эта мнительность очень снижает качество жизни. Мои мысли постоянно заняты сомнениями- я постоянно ищу какую-то информацию в интернете, чтобы успокоить, или еще больше убедить себя. Подолгу хожу в магазинах, чтоб отыскать все свежее и стерильное. Руки мою по 300 раз на дню. Все перепроверяю. Очень устала. Помогите пожалуйста побороть данное состояние, может быть есть какие-то упражнения? Или уже пора к психиатру, а не к психологу?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Ирина!
Вот Вы меня удивили!!!
Без полугода врач (нравится-не нравится - это не об этом речь) - хоть какие-то знания по теме Вам же удалось почерпнуть?
Что такое тревожные расстройства, неврозы, обсессивно-компульсивные проявления, ипохондрический синдром Вы должны знать? Или хотя бы слышать об этом!
Конечно, есть определённая предрасположенность природного характера (особенности темперамнта, психотипические нюансы), есть то, что воспитано, что взращено и культивировано в родительской семье. Есть выбор (в самом раннем возрасте) стратегии на избегание, но есть и явный невроз. Невроз, как болезненное состояние, проявляющееся во множестве штучек-дрючек на поведенческом уровне, на уровне эмоциональном, психологическом, на уровне мыслей.
И с этим, вот в таком виде, надо, естественно, идти к доктору! К психиатру, да.
Дело не в том, что Вы сумасшедшая, а в том, что Вам надо реально, действенно и быстро помочь справиться с этими острыми симптомами, пережить период, обусловленный разными вещами (от предстоящих экзаменов и началом самостоятельной профессиональной жизни до обычного непростого межсезонья). А пережить поможет Вам рекомендованная и прописанная врачом нормальная медикаментозная терапия. Ну выпишет доктор какое-нибудь успокоительное и стабилизирующее, снимающее избыточную тревожность, средство. Ну пропьёте Вы курс... Станет легче!
И вот на этом фоне, когда относительно стабильно, Вы и отправитесь к психологу, чтобы получить то, что хотели бы:
- советы по жизни (что тревожит, чем недовольны, что хотели бы поменять)
- практические рекомендации по специальным вопросам (как справляться с подступающими атаками, как заниматься профилактикой и какой)
и т.д.
Нужна же конкретика! Правда?
Здесь по Вашим вопросам я могу сказать только самые общие вещи.
Во-первых, постарайтесь хоть немного структурировать задачи и вопросы. Это я о том, что мешать в кучу нелюбовь к будущей профессии, свою природную робость, недовольство родителями и обсессивно-компульсивный невроз в совокупности с ипохондрией (это когда я думаю. что все болезни мои или я точно ими переболею), тем более, со страхами, не стоит!
Всё отдельно. Всё планово. Ибо вроде бы все вопросы очень серьёзные, но какие-то базовые и основные, а какие-то "наработанные", производные, которые могут сами собой разрешиться, если решатся основные. Либо, если Вы дойдёте до специалиста и займётесь терапией, просто исчезнут в силу общего оздоровления организма.
Вы думаете, что я буду убеждать Вас не мыть руки 300 раз в день?
Да я убьюсь, расписывая в письме рациональные причины и объективные вредные последствия такой "гигиены", но вряд ли смогу Вас убедить. Тем более, надолго. Тем более, РЕШИТЬ эту проблему!
Вы и сами в курсе, что чрезмерная страсть к обеззараживанию любого характера уже довела человечество как минимум до значительного падения иммунитета!!!
Дальше...
Дальше хорошо бы понять для себя, где заканчивается РАЦИОНАЛЬНАЯ осторожность и начинается невроз!
Осторожность - НОРМАЛЬНО! Предусмотрительность - НОРМАЛЬНО! А вот перестрахованность - НЕ НОРМАЛЬНО! Преувеличение возможной опасности - НЕ НОРМАЛЬНО.
Но это ведь можно понять только путём нормальной аналитико-синтетической деятельности головного мозга, путём анализа и синтеза имеющейся информации, переработки объективного и субъективного опыта, рациональными обобщениями! И это возможно только тогда, когда невроз не буйствует, когда есть возможность думать.
Так вот и надо чуточку себя поддержать.
Нервы, знаете ли, штука очень хрупкая. Им надо помогать.
Заставлять Вас есть немытые яблоки, есть сыр с плесенью и т.д. я тоже не собираюсь.
Хотя... Если бы Вы могли себе позволить каждый деть совершать один (для начала) "подвиг" подобного рода, то было бы здорово!
Просто это надо делать правильно!
Скажем, начать считать, сколько Вы раз моете руки и хвалить себя, поощрять чем-то за то, что смогли снизить число "помывов" хотя бы на один-два в день!
Хвалить и поощрять себя надо за каждый шажочек в нужном направлении, за каждую позитивную мысль, за попытку, да! Поощрять надо похвалой, может быть, даже шоколадочкой, конфеткой. В-общем, к себе надо относиться примерно так, как относятся к умному маленькому ребёнку, который развивается, познаёт мир! Этого ребёнка любят, в него верят и умеют видеть всё, что он делает, вовремя поощряя за выбор. И даже если выбор ошибочный, то надо поощрить за инициативу, объяснив, что ответственность за принятие выбора лежит всё-таки на ребёнке. Так дети учатся делать разумный выбор! Не ПРАВИЛЬНЫЙ, А РАЗУМНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ. Это важно.
Важно это и для Вас, потому что у Вас такой возможности почти не было - всё выбирали за Вас.
Я надеюсь, что Вы что-то услышите из моего ответа, о чём-то задумаетесь и сделаете выбор. Направление однозначно - проконсультироваться с профильным врачом и заняться собой серьёзно.
С профессией, Вашей дальнейшей жизнью разберёмся - обещаю. Кстати, по профессии :
Ясно одно - надо спокойно заканчивать институт, получать диплом и уже потом подумать, что делать, в какую сторону смотреть, на какую дорогу нацеливаться. Выбор))) за Вами!
Удачи. Пишите. А. Журавлёв