Как справиться с пережитым насилием?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как справиться с пережитым насилием, прошло уже почти 6 лет, но я до сих пор боюсь. Боюсь когда в дверь стучат, у меня начинает выпрыгивать сердце, когда иду по улице, все время со страхом смотрю на мужчин, мне в каждом человеке что-то напоминает о том кто надо мной издевался. Я боюсь оставаться одна, я вышла замуж, но муж меня не понимает, говорит надо забыть все, а я не могу. Постоянно всплывают кадры в голове, воспоминания, стараюсь их гнать от себя, но все равно, периодически, впадаю в депрессию, что меня обижают и это все безнаказанно. Если все вспоминать, то можно с ума сойти. Чаще всего вспоминаю историю как тот человек заставлял меня играть в игру: он клал спичечный коробок на стол, брал нож и говорил что если я позволю этому коробку упасть, он меня зарежет, когда отказывалась, избивал и разбивал рюмки мне об голову, в итоге у меня сломан нос в 2 местах, сотрясение было, да и много другого. После развода с бывшим мужем, вынуждена была подстелить к себе семейную пару (квартирантов), в итоге девушка сбежала, а я квартирант потом надо мной издевался 3, 5 месяца. Я не могла его выгнать и боялась, он выбивал двери, дебоширил, но соседи не помогали, он один раз душил меня в автобусе, но и там никто не помог, в полицию обращалась, но его отпускали, он говорил что он мой сожитель, он украл все что у меня было(старые иконы, монеты, золото) Помогите справиться с этим. Посоветуйте как себя вести. Я все время виню себя, что так все происходит со мной, что я непутёвая дочь, и мне стыдно за себя, хочу пережить это.
Автор вопроса: Сапфира Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Сапфира!
Любое насилие не имеет оправдания! Но, к сожалению, в наше время общество смотрит на проявление насилия как на неизбежное, но оправданное зло, с которым можно сосуществовать. Окружение будет стараться найти причины и вину у всех участников ситуации с насилием, но наиболее жестко относится именно к жертвам, пострадавшим от такого насилия. И не мудрено, ведь потакая таким образом насильнику большая часть из таких «молчаливо-согласных» с его существованием в тайне и сами не прочь таким бы образом «разрядиться» от накопившейся агрессии. Другие-то способы уже влекут за собой другую ответственность (в идеале, но, к сожалению, не в наших реалиях).
Особое распространение домашнего насилия – того, что скрыто от глаз сторонних наблюдателей узкими границами «личного» квартирного пространства. Оно имеет место не только в семье, но и как в Вашем случае, с квартирантами или другими посторонними людьми.
К сожалению, общая проблема таких ситуаций, в которых оказываются наиболее беззащитные слои населения – женщины и дети, в том, что общество подразумевает, что они обязаны самостоятельно защищаться от насилия в этих ситуациях. Такая самоизоляция представителей охранных органов и чиновников всех уровней вполне объяснима нежеланием брать на себя проблемы в решении самой проблемы на глобальном уровне. Но сейчас не об этом.
Хочу немного написать о том, почему и как выбирают жертв для себя подобные агрессоры и психологические уроды. Обычно, в подобные ситуации могут попасть люди, которые сталкивались с насилием того или иного рода в своей жизни на разных этапах развития. Обычно, в детстве, когда были свидетелями или участниками домашних разборок родителей или других родственников. Хуже всего то, что они были свидетелями не просто разовых подобных демонстраций, а находились в этой атмосфере длительное время. Причем не всегда это открытая демонстрация неуважения к партнеру или другому члену семьи. В большинстве своем это психологическое насилие – унижение, неуважение, посягательство на права и желания другого, ограничение его свобод передвижения, принятия решений и т.п.
Находясь в такой обстановке длительное время и наблюдая «терпение» страдающей от такого поведения другого, человек принимает подобную манеру поведения, как базовую. Это не всегда значит, что он ее разделяет. В большинстве своем он ее допускает, мирится с фактом ее существования. А поскольку подобные проявления насилия сопровождаются соответствующими «пояснениями» агрессора – не выполнила какие-то его требования и установки, нарушила установленные им границы существования, противилась его распоряжениям или действиям, а значит сама виновата, то человек смиряется с тем, что его несоответствие чему-либо из возможных требований партнера или окружения может быть проявлено таким образом. Хуже всего то, что такое бессознательное принятие возможности проявления насилия отражается на поведении потенциальной жертвы насилия – она становится зависима от окружающего мнения, старается улавливать вербальные и невербальные указатели своего соответствия требованиям другого, чем провоцирует его на открытое проявление агрессии, которое в обычных ситуациях возможно лучше им контролируется.
Есть вульгарное представление о человеке, как о хищнике в овечьей шкуре. Все мы склонны к насилию, но пытаемся его контролировать при помощи воспитания и усваивания норм морали с требований социума. Но так или иначе, в моменты, когда сам социум находится в сложных психологических условиях, эти нормы снижаются и наше звериное естество выходит наружу. И тогда оградиться от насилия может лишь тот, кто сам достаточно агрессивен и способен постоять за себя. Последнее означает, что он не зависит от мнений или желаний другого и способен сам определять свои потребности и цели, без участия или навязывания другим.
Пережить насилие и остаться прежним очень сложно! Подобная травма формирует целый ряд бессознательных установок, которые проявляются в человеке. Поэтому лучший способ справиться с травмами подобного рода это начать работу со специалистами психологического профиля. На такой работе Вы сможете «найти и обезвредить» сами установки, которые формируют «поведение жертвы» и привлекают потенциальных насильников в ее окружение. Эта работа поможет обрести больше уверенности в себе и перестать зависеть от мнения посторонних людей. Собственная самодостаточность укрепит не только Ваш психологическое состояние, но и позволит на физическом уровне найти способы обезвредить возможное проявление подобного насилия в Вашей жизни. Ну и самое главное, Вы станете увереннее в окружающем Вас мире, поскольку вера в собственные силы позволяет изменить и окружение вокруг себя.
Жизнь человека – бОльшая из ценностей этого мира! И даже Ваше имя говорит в пользу того, что и Вы представляете собой ту ценность, ради которой имеет смысл пытаться изменить этот мир!
С уважением, Елена Гладкова