Боюсь коллектива.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня мучает одна проблема. Дело в том, что я боюсь нового коллектива, боюсь учебных заведений, также очень боюсь перемен. Вот мне завтра идти восстанавливаться в универе, а меня трясёт, я чувствую одиночество, реву, мне ничего не хочется, только быть дома с мамой, с родителями. Мне 19 лет. Может дело в том, что родители часто меня в детстве отправляли в летние лагеря, я их ненавидела ( лагеря ) , я там была одна, я ненавидела знакомиться с кем - то, мне никто там не импонировал, меня бесили разговоры своих сверстников ни о чем, я чувствовала себя не в своей тарелки и каждый день ревела, я хотела домой к маме. В школе у меня было такое же состояние одиночества. Я вообще первая ни с кем не знакомлюсь и даже не хочу, «моих людей» я встречаю крайне редко. Посему и восстановление в универе для меня огромный стресс, думая, что я теперь буду зависеть от универа и коллектива меня приводит в панику. Я вообще внутри ничего не чувствую, никакой своей силы, « внутреннего стержня», меня очень легко сломать, я очень чувствительный человек и постоянно реву, я какая- то маленькая внутри, безвольная личность. Когда я приду в коллектив, там будет своя компания, я буду как всегда одна, я не буду хотеть быть с этой компанией, она мне неинтересна, но я буду зависать от неё и от педагогов. У меня нет поддержки, друзей тоже нет, мне очень сложно жить. Родители не оказывают мне любви и поддержки, хотя воспитали меня избалованной любовью и вниманием, сейчас же думают, что раз 19 лет, то взрослая. Очень часто я не могу находиться в этом обществе, оно не приносит мне счастья, я не самостоятельна, я постоянно хочу быть только с мамой, папой, я больна?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Попова Людмила Ивановна.
Здравствуйте Дарья
Вы пишете, что боитесь всего нового, испытываете страх перед переменами в жизни.
В психологии существуют разные теории классификации страхов.
Можно разделить страхи на
- конструктивные- которые помогают приспособиться к экстремальной ситуации, т.к. включают защитные механизмы психики.
-деструктивные- когда реакция на стимул неадекватна ситуации. Снижение адаптивности человека ,приводящая к психопатологии.
В критических ситуациях страх полезен. В кризисных ситуациях мобилизирует силы человека подталкивает к активным действиям. Помогает запомнить неприятные, опасные ситуации. Диктует стратегию поведения в непонятной ситуации, угрожающей выживанию. Человек реагирует на расширенный круг сигналов игнорирование которых может стоить жизни. Страх запускает реакции «борьба или бегство» заложенные в нас от наших предков, когда человек на каждом шагу подвергался опасности. Во времена эволюции человека такая реакция была уместна. В современном мире, когда влияет на человека множество социальных и культурных установок, такая реакция совершенно неадекватна. Поэтому отрицательное влияние страха гораздо больше, чем положительное. Состояние страха ,если оно хроническое, приводит к психосоматическим болезням. Все эмоции вызванные страхом делятся по степени интенсивности и длительностью переживаний.
Страх порождает неуверенность в себе, сковывает активность. Человек находится в постоянном напряжении. Страх не позволяет реализоваться, буквально парализует.В результате у человека возникает чувство неопределенности, ощущение того, что он не может положиться на самого себя, как если бы он катался по тонкому льду. Не налажен контакт с собой. Центр тяжести личности находится ближе к другим, чем к себе, и он уступает другим те права, которые на самом деле принадлежат только Вам.
Новое всегда присутствует в нашей жизни ,влияет на нас и предполагает изменение ,развитие человека . Но перемены пугают Вас. Вы, Дарья, пишете «Я вообще внутри ничего не чувствую, никакой своей силы, « внутреннего стержня»» У Вас возникает страх перед любым изменением самой себя. Он лишает Вас двигательной силы. Причина возникновения страхов - из за неразрешенных конфликтов, когда присутствует амбивалентность мотивов.
.Данный процесс приводит к потере энергии, которая в ином случае могла быть использована для самоутверждения, совместной деятельности или установления дружественных отношений. Если хотим все-таки достигнуть целостности своей личности, то важно разобраться в своем страхе который является препятствием в движении к себе, затемнению целых зон личности, которые не могут быть использованы конструктивно .
Так как страх практически на физическом уровне зажимает организм, работать с этим чувством, в экстренных случаях , лучше через тело. В ситуации страха необходим контроль дыхания ,т.к. при страхе характерно поверхостное дыхание. Обычно рекомендуется делать выдох длиннее в два раза чем вдох. Используют при контроле страха методы :психодраммы, арт-терапии, визуализации и др. техники. Но обретение контроля над самим проявлением страха не дает разрешить ситуацию, а лишь позволяет исследовать причину и выработать стратегию поведения, которая будет эффективна.
В Вашем случае, Дарья, необходимо обратится к специалисту . После того, как будет собран анамнез можно говорить о способах коррекции. На человека все влияет : как проходила беременность у матери, как прошли роды. Как прошел период младенчества, раннего детства, детства, подросткового возраста. .. Ситуации испытанные в прошлом создают особые связи, происходит фиксация .И вот пожалуйста- я не живу я боюсь этот мир, сопротивляюсь жизни. Избегание, приспособление- включены защитные реакции, которые помогали в прошлом и закрепились.
Разобравшись со своим страхом Вы Дарья , откроете для себя -саму себя и сможете ,на конец , не бояться жизни, а просто жить. Делайте шаги и все у Вас получиться!