Как бороться с паническими атаками?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Наталья, я работаю мастером маникюра и страдаю паническими атаками. Я не знаю почему па начинается, но когда напротив тебя сидит клиент и у тебя начинают трястись руки, потеть ладошки и перебивается дыхание, в этот момент хочется только чтобы поскорее это закончилось. Как бороться с этим? Помогите пожалуйста, а то кажется, что моя жизнь превращается в ад... Первый раз ПА случилась у меня в детстве, ночью я стала задыхаться, меня увезли на скорой, поставили диагноз ВСД вегето сосудистая дистония. Потом очень долго па не было и началась вновь года 3 назад, опять же на работе. Летом в салоне было очень душно, из-за этого у меня началась ПА, потом я боялась, что это повториться вновь и когда приходила следующая клиентка, мне снова становилось плохо. В течении трёх лет ПА иногда бывала, в людных местах, такси, когда я не могу контролировать ситуацию. Но этим летом все обострилось. Одной моей клиентки стало плохо во время маникюра( она перенервничала из-за работы и ничего не ела) и она упала в обморок прям передо мной, я очень перепугалась, хоть и смогла среагировать, привести ее в чувства. Но после этого я работать уже не смогла, когда пришла следующая клиентка, меня накрыла такая волна, что я просто не могла с собой совладать.. И с тех пор, вот уже почти пол года день изо дня, с утра я просыпаюсь и молюсь, чтоб день прошёл хорошо без па, иногда бывает накрывает, иногда дни спокойно проходят. Дома себя чувствую хорошо, защищенно, ничего не беспокоит и не тревожит. Просто я понимаю, что с каждым разом ПА все сильнее и мне все сложнее с этим бороться. Поделиться этим ни с кем не могу, живу с мужем и его родителями, боюсь, что не поймут, так же как и подруги и знакомые. Помогите пожалуйста найти выход!
Автор вопроса: Наталья Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Наталья.
С одной стороны, всё просто.
Суть, цель и способ "борьбы" с паническими атаками любого происхождения - вовремя разорвать порочный круг накапливающегося напряжения и сопутствующих этому напряжению ощущений:
Вы пережили некие неприятные моменты, сопровождавшиеся той симптоматикой, которую описали. Вы это всё запомнили. Вернее, запомнил это всё Ваш организм: мозги, мышцы и т.д. Это Вас напугало, потрясло. И с этого момента родился некий "круговой" реактивный механизм:
Вы знаете, что ТАКОЕ может быть. Вы боитесь повторения и ждёте повторения. Ждёте и боитесь, боитесь и ждёте... Напряжение растёт, накапливается: в виде тревожности, повышенной чувствительности, ипохондричности (Вы постоянно вслушиваетесь в себя, в то, что чувствуете, ищете симптомчики, чтобы быть готовой) - как-то так. Тревожность и чувствительность достигает такого уровня, что любой малюсенький сигнальчик может спровоцировать весь симптомокомплекс:
"Вот! Чувствую, что ладони потеют! Неужели, начинается? Точно начинается! Всё! Началось! ..." и т.д. По нарастающей!
Естественно, что организм включается и Вы получаете на выходе - паническую атаку во всей красе!
Я может быть объяснил коряво механизм возникновения, но , надеюсь, смысл Вы уловили!
Напряжение вызывает некие симптомы, которые усиливаются в связи с ростом того же напряжения!
Напряжение вызывает всё! Озабоченность, утомлённость, раздражение, недостаток сна, погода, природа, циклы, - всё!
Что делать?
А просто научиться вовремя сбрасывать напряжение! И надо это научиться делать автоматически, на уровне мышц. Именно прямая и обратная связь между мышцами и мозгом позволит нам проработать эту задачу.
Почувствовали нечто некомфортное - сразу вспомнили про мышцы и поработали. Как? Есть замечательный комплекс упражнений - прогрессирующая мышечная релаксация. Он есть в интернете в разных вариантах. Можно найти. Его содержание - чередование напряжения и расслабления в разных мышечных группах (ноги, спина, руки, плечи, шея, лицо). Просто напрягаем мышцы (на вдохе) и расслабляем (на выдохе). Напряжение держим 3-5 секунд, расслабление подольше. Задача - уловить разницу и запомнить её, чтобы потом, в жизни, спокойно сбрасывать напряжение, используя те группы мышц, которые "доступны".
Есть куча дыхательных комплексов! Можно и нужно подбирать упражнения под себя, под свой стиль жизни, свои задачи.
Если Вы несколько раз сожмёте и разожмёте кулаки, то почувствуете, что владеете руками достаточно, чтобы выполнить работу. Если ещё постараетесь успокоить дыхание, то вообще здорово. Помните, что выдох - всегда расслабление. Чем реже, спокойнее, короче вдох и длиннее выдох, тем быстрее Вы придёте в себя. НО!!!!
Но это надо делать вовремя!
Это - с одной стороны.
С другой, всё непросто именно с точки зрения воздействия. Людям надо в себя приходить быстро. А любой вышеперечисленный способ влияет не моментально. Но тут надо просто натренировать себя.
А вот относительно быстродействующие способы - это, в основном, медикаментозная терапия любого плана: от успокоительных средств и корвалола, до фитотерапии и физиотерапевтических приёмов.
Фитотерапия - травяные сборы, чаи и т.д. Тут надо консультироваться со специалистами.
Мой Вам совет - пробуйте, прежде всего, тренировать себя! Если Вы на любой стадии разорвали тот самый порочный круг, то всё отлично! Если Вам поможет корень пиона + мои советы по релаксации, то это будет здорово!
Если Вы займётесь своим дыханием, потренируетесь в работе с мышцами и попьёте курс успокаивающего чая, то вообще отлично!
Главное - работайте!
И в самом крайнем случае - буквально несколько капель корвалола. Ведь бывает разное!)))
Не бояться и работать! Вперёд! Удачи! А. Журавлёв