Можно ли избавится от социофобии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, можно ли избавится от социофобии, если раньше просто была боязнь перейти дорогу так как на пешехода стало плохо, то становилось хуже, при обращении к врачу прописали таблетки Афобазол, но они особо не помогли , я все равно боялась одна переходить дорогу. Потом я перестала пить таблетки т. к пользы от них не было. В следующий раз наступил когда ехала в машине начала задыхаться и терять сознание, после не могла ехать и в любом транспорте . Начала употреблять алкоголь с его помощью страх проходил, но потом становилось только хуже. После умерла бабушка она была как мама и страх появился оставаться одной дома и начала шугаться людей . За счёт того что употребляла алкоголь ( пиво. )уволили с работы, так как работа связана с продажами перегар не уместен, но по-другому я не могла общаться так как начиналась бессвязная речь и мушки в глазах. Сама по себе я очень общительная и не могу без общения занималась с детства во всех кружках и имела много друзей много где бывала. Дома бывала только для ночёвки. При появлении этих страхов перестала со многими общаться началась угнетённость, далее ещё обратилась к врачу он сказал что это дурь у меня в голове я сома придумала и предложил заняться йогой. Я же боялась находится среди людей (становилось плохо) из-за этого не пошла. Далее чтобы выйти на улицу выйти с кем то я могла ещё вечером то сидеть в компании могла только с алкоголем. Потом я переехала к подруге снимаем вместе и перестала совсем выходить на улицу. из за паники. когда наступил переезд уже перестал помогать и алкоголь, я вообще боюсь боюсь теперь звонка в дверь кидает в рот и начинает биться сердце до страха умереть. Скажите пожалуйста что можно сделать в этой ситуации? Я боюсь уже выйти на улицу и дойти до врача помогите пожалуйста!
Автор вопроса: Марина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Марина!
От социофобии, конечно, можно избавится. Но для этого нужно разобраться в причинах ее возникновения. Для эффективной помощи недостаточно разовой консультации. Нужно больше информации, желательно очное посещение специалиста.
Но давайте попытаемся разобраться в ситуации хотя бы в общих чертах.
Фобия - это переживание человеком чувства страха. Тут нужно обратить внимание на одну деталь. А именно на то, чем отличается страх в форме фобии от "обычного" страха. Вообще ощущение страха - это нормальное явление, которое свойственно не только людям, но и всем животным. Нормальное, "здоровое" чувство страха обычно возникает у человека в случае возникновения какой-либо угрожающей ситуации, т.е. в ситуации реальной угрозы его жизни и здоровью. Другими словами, "нормальное" чувство страха возникает как результат критической оценки человеком окружающей обстановки либо какого-то своего внутреннего состояния. В этом заключается его "полезное" значение, оно несет в себе охранительную сигнальную функцию, предупреждающую человека об опасности, побуждающее человека принять меры для ее избегания. Без этого выживание было бы очень затруднительным, если не невозможным.
Фобия же есть болезненное проявление страха. Которое отличается от прочего тем, что страх возникает без объективных причин, т.е. когда человеку реально ничего не угрожает. Поэтому, в этом случае, страх является результатом не критической оценки реальной обстановки, а продуктом внутренней, психической деятельности человека, в частности, его мозга.
Именно в этом заключается существенное отличие этих двух явлений человеческой психики.
Итак, причины фобического страха, как правило, находятся внутри человека и не связаны с реальностью. Это может быть очень тесно связано с прошлым опытом человека. Т.е. с информацией, хранящейся в его памяти. Обычно такая информация имеет отношение к кокой-либо пережитой человеком психотравмирующей ситуации. Ситуации могут быть самыми различными по содержанию и происхождению и не зависят от времени. Эта информация может быть, по каким-то причинам, вытеснена из сферы нашего сознания и тем не менее она на протяжении длительного времени может сохранять "эмоциональный заряд". Поводом же к активизации этих негативных переживаний может послужить любое событие или ситуация, которые человек переживает в реальности, и которая по каким-то признакам сходна с "первоисточником".
В данном случае, мы имеем дело с СОЦИОфобией. Т.е. страх связан именно с присутствием людей в виде боязни людей и ситуаций общения. Сразу в этом трудно разобраться. Но, исходя из Вашего описания, я могу предположить, что Ваш страх общения с людьми непосредственно связан с Вашим самосознанием. Если быть еще точнее, с Вашем отношением к себе и с Вашей самооценкой. Возможно, в прошлом Вам пришлось пережить неприятную ситуацию, за которую Вы себя подсознательно осуждаете. И находясь в кругу незнакомых людей, этот постоянно действующий "очаг напряжения" рождает беспокойство - я бы назвал это - "страх разоблачения и осуждения". Т.е. вы попросту начинаете проецировать на людей свое собственное отношение к себе. Ситуация эмоционального напряжения, при которой граница между личностью и окружением как бы размывается. Человек может чувствовать себя обнаженным, беззащитным. Это может приводить к растерянности, скованности, спутанности мыслей. Я еще раз повторяю - возможно, это лишь мои предположения.
Но могут быть и другие причины иного происхождения. Описанные Вами симптомы также позволяют предположить, что причины таких состояний могут быть и органического происхождения. Например, последствия черепно-мозговой травмы. В результате травмы может быть нарушено внутричерепное кровообращение, что может приводить к нарушению нормального функционирования мозга. Особенно это может проявляться в стрессовых ситуациях в виде ухудшения внимания, сужения сознания. Поэтому Вам необходимо посетить невропатолога на предмет исследования ЭЭГ (электроэнцефалограмма) и внутричерепного давления. В случае необходимости врач назначит Вам нужные лекарства - это могут быть просто витамины. Так же я Вам рекомендую посетить кардиолога, проверить деятельность Вашего сердца.
Как же нужно поступать в таких "болезненных" ситуациях? Первое - это не нужно поддаваться спонтанному чувству страха. Стараться дышать глубже и ровнее. Не стесняться этих состояний. В народе такие явления обычно называю словом - "кажется". Как говорят старые люди, в таких ситуациях надо креститься. Если Вы верующая, можете использовать и этот прием, говорят помогает успокоится и прояснить "картинку" происходящего. Хоть я и считаю себя атеистом, но иногда и сам этим пользуюсь - помогает.
Вам нужно переломить свое отношение к себе, научиться себя уважать и заботится о своем здоровье. И тогда все у Вас будет прекрасно.