После рождения второго ребенка стала неуверенной в себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Мария, и мне нужна помощь, так как сама в себе я не могу разобраться. Дело в том, что 4 месяца назад я родила второго ребенка, все было хорошо, я не переживала что мне будет сложно с двумя детьми справляться пока муж на работе, я чувствовала что смогу горы свернуть. Но по приезду домой, и по сей день, я стала неуверенной в себе, появилось чувство страха. Страх заключается в том, что я боюсь куда то выйти с двумя детьми, например поехать в поликлинику на осмотр, не могу решиться и перебороть это чувство. Рядом с домом гулять выхожу с обоими, но стоит что то запланировать, и вроде бы я готова ехать, в голове у себя прокручиваю как соберу детей, выйдем из дома, пойдем, и что все будет хорошо, что это просто, чего же тут бояться... Перед сном стараюсь опять все продумать хорошенько, и вроде бы появляется уверенность что я смогу. Но наступает утро, и вся уверенность улетучивается, и я опять сижу дома, а помочь мне некому... Всегда нахожу себе оправдания, отмазки я лишь бы никуда далеко от дома не выходить. Но если куда то нужно поехать одной, то я полна сил и решительности, выхожу спокойно из дома и иду по делам. Настолько съедает этот непонятный страх, что я в полном замешательстве как себя вести в данной ситуации. Я задумывалась что это возможно по причине отсутствия поддержки со стороны мужа, поговорила с ним решили что попробуем поехать вместе, он взял выходной на работе, но с утра я опять нашла отмазки, то погода плохая, вдруг ребенка застудим, или в больнице заразимся. В голове то у себя я понимаю прекрасно, что небольшой ветер это не плохая погода, и в день здорового ребенка мало кто в больнице сможет заразит моего. С детства была не особо решительной, но стоило поговорить с близким человеком о любой проблеме, как все налаживалось, а сейчас прям дошло до фобии. Очень надеюсь на вашу помощь!
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Мария!
Вы пишете: «…..что 4 месяца назад я родила второго ребенка, все было хорошо, я не переживала …. я чувствовала что смогу горы свернуть. Но по приезду домой, и по сей день, я стала неуверенной в себе, появилось чувство страха.»
Для Вашей семьи действительно наступил период, когда надо перестраивать, организовывать семейную жизнь по- новому. Распределение обязанностей, уверенность в поддержке друг друга, чтобы ни случилось, чрезвычайно важны, особенно для молодой мамы двоих деток.
Вы очень чувствительны к своим ощущениям Мария, это свойственно тревожным людям. Из своего опыта Вы знаете, что мысли о том, что сможете сделать то, что задумали, очень поддерживают и наоборот. Во время родов и сразу после, роженице помогает целая «фабрика» гормонов. Чувство «всесильности» (норадреналин) наприимер, уверенности в себе, постепенно снижается. Ведь в обыденных ситуациях, где нет реальной угрозы жизни и здоровью, организм разумно приберегает «силы» для возможных экстренных случаев. Значит, Вам надо учиться управлять своими страхами с помощью своей головы. В заочном ответе я могу лишь придать направление Вашему желанию жить полноценно, исходя из той информации, что есть в письме.
«Страх заключается в том, что я боюсь куда то выйти с двумя детьми, например поехать в поликлинику на осмотр, не могу решиться и перебороть это чувство.»
Страх предполагает конкретную причину, если её нет, то это тревожность. В этот момент нужна поддержка, в себе Вы её пока, не находите, хотя этому надо учиться, т.е. найти причину неуверенности в себе( обычно это иррациональные установки в процессе воспитания) и провести коррекцию. Сейчас же Вам надо опираться на опыт удачного посещения поликлиники, магазина и т.д. то есть, в моменты тревоги вспоминать, как замечательно всё прошло в предыдущий раз. Переносите воспоминания со своих страхов и тревог на действия. Придумайте ритуал, который поможет эту тревогу снизить( например улыбнуться самой себе в зеркале, возможно его проводить и в воображении). Также помогает представить свой страх в виде образа (животное, мифический персонаж….) и подружиться с ним, дать ему в воображении то, что он любит))) Вы хозяин своей жизни, Ваш ум способен придать Вам решительности, Ваша же задача прилагать в такие моменты усилия действием и помогать уму, Мария.
«…стоит что то запланировать, и вроде бы я готова ехать, в голове у себя прокручиваю как соберу детей, выйдем из дома, пойдем, и что все будет хорошо, что это просто, чего же тут бояться... Перед сном стараюсь опять все продумать хорошенько, и вроде бы появляется уверенность что я смогу. Но наступает утро, и вся уверенность улетучивается….»
Конечно Мария, Вы мысленно уже совершили намеченные действия, раз столько об этом думаете, прокручиваете, тратите силы. Надо просто записать на листе запланированную поездку, что для этого надо, возможно посоветоваться с близкими, и всё. Думайте перед сном о чём-то хорошем, мечтайте, вспоминайте свои успехи и приятные мгновения. Ваш мозг сам за ночь всё разложит по «полочкам» и Вы спокойно выполните намеченное.
«… задумывалась что это возможно по причине отсутствия поддержки со стороны мужа, поговорила с ним решили что попробуем поехать вместе, он взял выходной на работе, но с утра я опять нашла отмазки…»
Вы проверили степень поддержки мужа и успокоились! У Вас не было задачи на подсознательном уровне поехать с мужем, а было желание узнать, что отношения с мужем надёжны, что можно на него опереться. Это говорит о том, что надо больше общаться, узнавать друг друга с разных граней. Возможно, побольше спрашивать мужа о работе, просто его мнение о новостях и др. Самой рассказывать о том, как прошёл день (конечно, когда муж накормлен и передохнул после работы). Всё это сближает и придаёт уверенности, которой Вам так не хватает Мария.
«С детства была не особо решительной, но стоило поговорить с близким человеком о любой проблеме, как все налаживалось, а сейчас прям дошло до фобии.»
Мария, после рождения малыша, прошло очень мало времени. Стабилизируется гормональный статус, Вы с мужем привыкнете к новому укладу жизни, детки будут радовать Вас, видя Ваши улыбки. И конечно Вы справитесь с тем, что тащите с самого детства. Надеюсь, наш разговор с Вами, как в детстве с близким человеком, хоть немного наладил на позитивные изменения.
В раздел практические рекомендации, есть техники саморегуляции. Подберите себе то, что наилучшим образом снимает тревожность именно у Вас!
Успеха Вам Мария!