Страх публичных выступлений.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хочу обратиться к вам по поводу такой проблемы, как страх публичных выступлений. Во мне "живёт" этот страх. Ещё в учась в школе я сталкивалась с данной проблемой и до сих пор не могу найти её решение... Будучи студенткой педагогического университета, мне это просто необходимо, но как и в каком направлении двигаться, к сожалению,я не понимаю. Я ни в коем случае не бездействую, а даже наоборот пытаюсь "наступать" этому страху на горло. Порой, у меня это получается, и тогда я безумно радуюсь и хвалю себя, а иногда накатывает невероятный страх, начинает бешено колотиться сердце, голос дрожит, в голове полная каша, чувство будто вот вот упадёшь в обморок. В скором времени у меня начинается педагогическая практика и мне очень хочется показать себя и зарекомендовать с лучшей стороны. Так как в предмете я разбираюсь, то единственное что мне мешает это постоянные, сменяющие друг друга мысли в голове на протяжении всего выступления. Когда выходишь перед людьми, возникает чувство, будто тебя осматривают с ног до головы, выискивают твои недостатки и тд (хотя где то в глубине души, я понимаю что это совершенно не так) и вместо того чтобы сосредоточиться и донести информацию до слушателей, в голове совершенно другие, ненужные мысли. Единственное, что я хочу это избавиться от этого назойливого страха, который мешает мне полноценно жить, мешает быть уверенной в себе. Я очень восхищаюсь уверенными в себе людьми и очень хочу быть на них похожа. Я уверена что всегда есть решение любой проблемы, и эта не исключение. Буду очень признательна за обратную связь:)
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Екатерина.
Страз публичных выступлений - тема, горячо любимая психологами.
В-общем, материала по этой теме много. Можно открыть интернет, нажать пару кнопок и тебе дадут массу советов, подскажут и покажут что, как и когда надо предпринимать, если речь идёт о публичном выступлении и сопутствующих "фоновых" состояниях.
Я совершенно не хочу дублировать всем известные вещи. Остановлюсь только на самых базовых и дам Вам свои "секретики" успешного выступления "на публику".
Первый базовый принцип: ВЫСТУПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕНО! Что б там ни было, но Вы должны быть готовы. Что это значит?
Это , прежде всего, значит то, что должна быть выработана строгая и жёсткая структура выступления. То есть, просто-напросто ПЛАН выступления.
Вся информация в Вашем выступлении должна быть кратна трём: три основные части, три базовых постулата, три основные мысли (идеи, акцента) и по три тезиса к каждой из этих мыслей.
Почему именно такая тройная проекция? - Всё, как говорится, идёт от жизни от природы. Так получается, что много всего важного у нас связано с числом три: три основных канала получения информации, нервная система человека состоит из трёх "отделов", три вида мышления... В три месяца у ребёнка появляется осознанная реакция на раздражитель (т.н. комплекс оживления): движения ручками-ножками (двигательные реакции), улыбка (эмоциональная реакция) и голос в виде плача, крика (речевая реакция).
Ну, это я по самым "верхушечкам" прошёлся.
В результате, мы лучше усваиваем, воспринимаем информацию, если она так или иначе, но структурирована в "тройку". Именно так нам легче информацией делиться. А обмен информацией и есть основная задача любого публичного выступления.
Кстати, это лежит в основе так называемого "сонатного принципа": классическая соната чаще всего состоит из трёх частей - двух быстрых и медленной, которая в центре!
В подготовку выступления входит знание материала выступления.
Сколько бы я ни работал с разными людьми по вопросу страха публичных выступлений, столько раз я слышу всегда один постулат: волнение и страх стократно усиливаются, если человек недостаточно уверен в своей компетенции, или материал выступления сложен.
Надо постараться подготовиться так, чтобы материал стал Вашим! Вы должны постараться "присвоить" содержание выступления, ориентироваться и быть уверенной в своих знаниях! А если вдруг есть какие-то не совсем усвоенные вопросы, то подготовить для себя опору в виде справочного материала, выписок, ссылок и основных тезисов.
Мы сейчас говорим о подготовке выступления с точки зрения содержания.
Владение лексикой, специфическими речевыми оборотами, терминологией, знание определений - всё это подготовка и всё это - опора для выступающего.
Здесь так же надо помнить, что всего на свете не запомнишь, не выучишь. Забыть можно всё, даже очень знакомое ("вылетело из головы") и , если так случилось, не пыжиться, не потеть-краснеть, надуваясь , как жаба, а сделать выдох и спокойно сказать, что к этому вопросу Вы вернётесь чуть позже, потому что "мысль убежала" на фоне стресса.
Главное - вовремя сбросить напряжение.
Подготовка к публичному выступлению, само выступление - вид РЕЧЕВОЙ коммуникативной деятельности. А раз так, то голосовой аппарат, артикуляция, даже слух, - всё это должно быть в норме.
Голос должен звучать, поэтому его надо "проявить"! Спойте что-нибудь, проделайте простую гимнастику для голоса, пропевая гласные, слоги, слова, скороговорки в разной тональности, разной громкостью и в разных сочетаниях.
Сделайте простейшую артикуляционную гимнастику: добро пожаловать снова в интернет! Гибкость и подвижность органов артикуляции Вам много даст.
Со слухом всё понятно.
Очень полезно почитать что-нибудь вслух:
шёпотом, разговорной громкости и практически криком. Артикуляция при этом РАБОТАЕТ!
Следующий модуль - психологическая подготовка.
Специально что-то делать не надо. Бесполезно. Только усугубите своё состояние.
Лучше уделите внимание "разогреву" перед выступлением:
- Подвигайтесь, сделайте несколько резких и несколько растягивающих движений. Подержите растяжки 10-15 секунд каждую.
- Почитайте скороговорки. В разном темпе. Разным по громкости голосом. Прям во время упражнений.
- Сделайте пару упражнений на напряжение (крепко сожмите кулаки) и на расслабление (медленно разожмите).
- В голове должна быть одна мысль : "Я полностью готова".
- Спокойно восстановите в голове структуру выступления (см.выше): всю последовательность и основные пункты.
- Приведите в порядок дыхание, помня, что главное - ВЫДОХ!
Убедитесь, что выглядите хорошо!
Если всё сделано, то скажите себе: Я готова. Я собралась. Я работаю.
Лучшее средство от "постоянных мыслей в голове" - перечисление. Перечислять можно всё: от городов, имён, названий, до пунктов своего выступления.
Хоть считайте в уме - это будет полезно и крайне актуально.
В крайнем случае, выпейте стакан тёплой воды. Это будет очень полезно.
Все нюансы, детали и т.д. можно разобрать, хотя бы раз посетив психолога! В письме давать рекомендации конкретно по Вашему вопросу - можно три тома написать!
Работайте над собой. Всё будет хорошо. А. Журавлёв