Постоянная тревожность и проблемы с дыханием.

Вопрос психологу:
У меня выстрелила паническая атака первый раз более двух лет назад, появилась проблема с дыханием, было тяжело дышать и постоянный контроль дыхания, у моей мамы тоже были панические атаки, но там немного другая версия и это привело к глубокой депрессии, она даже из дома перестала выходить. Так как я очень мнительный и тревожный человек, то я тоже все это переживала тяжело, возможно это тоже дало свое, она более сильна по духу, я изначально боягузка, а мама лидер и для меня было шоком, когда такой сильный человек психологически сломался. Мама сидит на антидепрессантах более года, но я хочу помочь себе без медикаментов, последние 2 недели меня атакует тревожность, бывает просто невыносимо. Я так предполагаю, что причиной служат мои внутренние переживания, я боюсь на работе совершить ошибку, я всегда боюсь чего-то нового, я боюсь в отношениях разочаровать партнера. В общем трусиха еще та+ мнительная, тяжело переживаю обо всем. Я поняла, что нужно выходить из зоны комфорта, брать и делать то, чего боюсь, но меня сейчас накрывает тревога, как от нее избавиться и изменить свою реакцию и свое поведение в различных ситуациях. Мне кажется, если я перестану бояться всего нового и стану уверенной в себе, моя жизнь изменится. Мне кажется, что я сама много чего себе накручиваю, раньше я себе часто повторяла, если бы не тревожность, чем еще бы заняться. Но как изменить вот эту боязливую реакцию поведения и создать новую. Помогите пожалуйста, эта тревога забирает всю мою энергию, не могу ни на чем сосредоточиться!!!
Автор вопроса: Яна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Яна, здравствуйте!
Вы взрослый разумный человек и скорее всего понимаете, что исходя из очень короткого письма поставить диагноз и уж тем более вылечить невозможно. :)
Справиться с проблемами без антидепрессантов можно, особенно если это не психиатрический диагноз и не органические изменения.
Только Вам решать обращаться ли за помощью. и если обращаться. то к кому. Выбор всегда за Вами.
Ваша письмо пришло мне и поэтому я напишу свое видение.
Важно понимать истоки и причины депрессии Вашей мамы. Часто дети перенимают установки своих родителей, паттерны, стиль поведения, а следовательно и реагирование, т.е. панические атаки, мнительность.
Есть много литературы по работе с ПА, например можете почитать книги Курпатова (у него есть очень доступно и просто написанная как раз на эту тему).
Очень много проблем происходит из-за того, что люди не разрешают себе чувствовать, подавляют эмоции и чувства (у каждого могут быть причины на это. гадать не буду). Очень важно понимать себя, свои чувства и эмоции, не убегать от них, не подавлять. Если накрывают негативные эмоции, то важно их наблюдать в себе (для начала). Очень важно не подавлять, а контролировать свои чувства и эмоции.
С мнительностью и тревожность можно и нужно работать. Эти симптомы говорят о большой напряженности, нервозности. Важно понять, что в основе Ваших страхов. Важно понять, что Вы подавляете, что не хотите видеть в себе.
Вы пишите, что мама очень сильный человек. Скорее всего она всегда давлела над Вами, возможно и авторитарной была. Из этого следовало, что Вам приходилось соответствовать ее требованиям, вместо того, чтобы быть самой собой. Возможно она всегда ставила Вам очень высокую планку, ошибки не принимались. Вполне возможно, что она была большим критиком. И Вы привыкли к этому, Вы привыкли к критике (теперь уже критикан внутри Вас. и наверняка он еще более критичен нежели была мама). Теперь Вы сами себе не даете права на ошибку, Вы сами себя очень сильно критикуете ("кушаете себе сами").
Для Вас очень важно понять, принять и полюбить себя настоящую, такую какая Вы есть И обязательно безусловно, без критики. Вам важно разрешить себе ошибаться, делать ошибки. Что самого ужасного случится, если Вы что-то сделаете не так? Есть такое понятие, что даже самое страшное не страшно, если идти этому навстречу. Страх, это вопрос нашего выбора. Мы выбираем ему подчиниться или идти вперед. Тоже самое и с новым. Это нормально, что новое страшит. Людей всегда тревожило, беспокоило и страшило все новое. Но, что было бы если бы люди все равно не шли вперед.
Вы очень правильно рассуждаете в своем письме.
Как работать над собой. Почитайте мои статьи на этом сайте, там я много методов описывала.
Вы правы, что энергию лучше тратить на позитив и конструктив.
Начните вести дневник. Записывайте туда свои мысли, чувства. Потом проанализируйте.
Начните составлять планы. Прописывайте их очень подробно и действия для осуществления этих планов. Можете прописывать прописывать разные варианты реализации планов. Важно в уме прожить, прорисовать негативный результат. Понять что самого страшного может случится. Лучше это делать на бумаге. Затем этот лист сожгите. И нарисуйте, напишите уже положительный результат.
Посмотрите, изучите метод эмоциональной свободы - метод меридионального простукивания. Хорошо использовать методы арттерапии. Помогает спорт, методы релаксации и медитации, йога.
Помните, что Вы властны над своими мыслями. а не они над Вами. Не позволяйте им хозяйничать в своей голове, в своем уме. Сами себе говорите "НЕТ", если чувствуете, что эти мысли не приносят Вам благо. Так же могут помочь методы NLP.
Поменять реакции, поменять привычки можно. Надо просто потратить на это силы, быть последовательной. Менять привычки надо не менее 2 месяцев. Методы бихивиоризма в помощь (теории научения). Я отвечала на другой вопрос, но смысл научения новым привычкам описывала в этом ответе: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/neuverennost-v-sebe-depressiya-apatiya-trevoga/19044-nichego-ne-dobilas-v-23-goda
Я желаю Вам счастья!