Не понимаю своего состояния, страхи, агрессия. Вдруг это наследственное и я схожу с ума...

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я сижу с ребёнком в декрете. Мужа нет, бросил когда я была беременна. Спустя 2 года появился и пропал. После этой встречи у меня началось давление, врачи поставили ВСД по гипертоническому типу. Так же я была у невролога, так как какие то страхи.
Она прописала Фенибут и Новопассит. Я пропила и вроде стало легче. Но потом снова все началось. Лезут в голову страшные мысли. Что могу что то сделать с собой, либо с кем то, но я понимаю , что я этого не хочу, а все равно становится очень страшно от этого. Боюсь вдруг я схожу с ума. Стала очень агрессивная. Бессонница. Эти мысли почти не уходят. К тому же бабушку положили в психдиспансер и не понятно что с ней. От этого снова накатывает страх. Что вдруг это наследственное и я схожу с ума... Когда я чем то занята, увлечена, гуляю, то у меня нет таких мыслей. Бывает проплывут, но как то все равно. Стоит мне остаться одной , с ребёнком дома, либо когда наступает ночь, то снова эти мысли.. Зачем мы все живём и многие другие. Я не понимаю что со мной и что это за состояние. Так же если вдруг что заболит я начинаю думать что это рак. Не могу слушать ни про болезни, ни про истории какие то странные или страшные, сразу накатывает страх. Ещё у меня синусовая тахикардия. Если нервничаю, то бывает немного трудно дышать. У меня есть парень, когда я провожу время с ним и с ребёнком, то мыслей не бывает. Живу я с мамой. Но очень бы хотелось куда-то переехать. Например жить с парнем, иногда думаю, то возможно мое состояние было бы лучше если мы съехались. Но не уверенна конечно в этом.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Здравствуйте, Анастасия. Поняла ваш вопрос.
1. Начнём с теории. Если вы столкнулись с вегетососудистой дистонией, навязчивыми мыслями и непреодолимым страхом, то теперь и вам важно понять, с чем вы имеете дело, разобраться, как функционирует наш организм, в чем заключаются основные причины ваших проблем, что их поддерживает, и увидеть направление, которое позволит вернуться к полноценной, здоровой жизни.
Уверена вы в курсе, что ВСД - это нарушения в работе нервной и сердечно-сосудистой системах, когда нервная система и сосуды некорректно работают и слишком чувствительно реагируют на различные раздражители.И как вы и написали этот диагноз подразумевает симптомы такие как ускоренное сердцебиение, повышенное давление, проблемы с дыханием, частые головные боли, спазмы желудка, озноб, отчужденное, нереальное мировосприятие мира или себя, плохой сон, и многое другое.
Вся эта неприятная симптоматика происходит, как ни странно, на пользу нам, она просто является следствием мобилизации организма. И кроме этого, она о чем-то нам сообщает.Например, если вы схватитесь рукой за горячую сковородку, то испытаете физическую боль (симптом) и сразу же, не задумываясь, отдернете руку.
Симптом (физическая боль) мгновенно укажет вам на проблему и, тем самым, спасет вас от ещё большего ожога, но ведь не сам симптом являлся главной причиной вашего страдания. Причина была в вашем неверном поведении: в спешке и невнимательности, когда вы, не посмотрев, задумавшись о чем-то, второпях, схватились за сковородку. И чтобы в дальнейшем избежать этого, вы можете вынести для себя логически здравый вывод: спешить не стоит и нужно быть внимательней.
Мы практически не способны влиять на работу вегетативной нервной системы, эта система работает автономно, но все же, оказывается, определенным образом, можем – при помощи внимания и мышления.И, как правило, своим пристальным вниманием и мыслями мы только усиливаем её работу, раскручивая мысленно события в голове, мы, тем самым, усиливаем эмоции и, соответственно, усиливаются ощущения (симптомы) в теле. То есть наша симпатическая система включится, и все эти симптомы возникнут не только в момент реальной опасности, но и тогда, когда опасность виртуальна, когда настоящей угрозы нет, на нас сейчас никто не нападает, ничто жизни не угрожает, а опасность только у нас в голове.Дело в том, что наш мозг просто не чувствует разницы между тем, что происходит в реальности и мысленным (ментальным) переживанием.
Итак, внешняя ситуация уже закончилась, мы разошлись с человеком, но в мыслях продолжаем прокручивать это событие, надумываем, к примеру, как и что нужно было сказать, но не сказали, мысленно оправдываем или виним себя и т. п.
Тем самым, во-первых, мы не позволяем эмоциям, а значит и симптоматике, постепенно погаснуть; во-вторых, если продолжаем зацикливаться на этом, мы ещё больше усиливаем их. По научным данным, более чем в 80% случаев, причинами диагноза ВСД являются напряжение и стресс, которые человек часто испытывает по каким-то личным (внутренним) причинам.
Если вы начнете учиться наблюдать за собой в нужном направлении, улавливать и сознавать, где и почему вы испытываете стресс, начнете исходить из своего личного, осознанного восприятия жизни и хотя бы предполагать, что в вашем мировоззрении что-то не так, что где-то есть вредное заблуждение – вы тоже постепенно поймете, что главная причина стрессов находится внутри вас.А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы запомнили для себя очень важный момент: стресс и напряжение помимо того, что чаще всего являются основными причинами душевных и телесных страданий, забирают массу нашей жизненной энергии, выматывают, портят настроение и отношение с близкими людьми, нарушают наши планы и ведут к бардаку в голове и к хаосу в жизни. Они всегда говорят нам, что сейчас внутри нас происходит какой-то конфликт, борьба, сопротивление и несогласие с чем-то, они сообщают нам, что мы должны обратить на что-то внимание внутри себя, осознать и проанализировать какие-то глубинные вещи, которые не дают нам покоя, сделать выводы и начать относиться к этому спокойней, чем раньше.Иначе этот замкннутый круг не закончится.
2. По ситуации с бабушкой. Я думаю из описания 1 пункта вы уже поняли, что скорее всего это не наследсвенное и у вас нет никаких отклонений. Это всё симптомы затяжного сресса, которые повлекли за собой телесные симптомы, а за ними и наязчивые мысли и страхи. С этим можно справиться. И действительно ваш мужчина на вас хорошо влияет. Думаю вам с ним спокойно, поэтому нет плохих симптомов рядом с ним. Но вы можете спраиться как с ним, так и без него, поэтому жить или не жить вместе - это уже на ваше усмотрение и желание. Вы написали, что хотите съехать. Если это дейтсвительно так, то работайте над этим.
3. Теперь перейдём к упражнениям. Я дам вам 2 эффектвеых метода, которые нужно будет усиленно практиковать. Каждый способен натренироваться фокусировать свое внимание на желаемом.
- Для тренировки сознательного мышления идеально подходит медитация.Следует выделять каждый день не более 20 минут на занятия. Нужно уединиться, отключить звук на телефоне, принять удобную для себя позу, закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Мысли будут всплывать автоматически. Вместо того чтобы зацепится за какую-то из них и развивать в уме, пусть даже самую приятную, нужно отбросить мысль и опять сконцентрироваться на дыхании.
Важно! Заниматься следует регулярно, не дожидаясь очередного приступа тревоги. Упражнение выполняется не с целью просто успокоиться, хотя и это произойдет. Ежедневно выполняемая медитация в первую очередь способствует развитию навыка отслеживать свои мысли, отстраняться от них эмоционально и оценивать их целесообразность беспристрастно.В каком-то смысле любые непроизвольные мысли, возникающие у человека можно назвать навязчивыми. Бесконтрольные мысли одолевают во время выполнения действий, ставших автоматическими. Например, во время уборки или езды на автомобиле. Особенно легко машинальные мысли захватывают ум, которому не было дано намеренно какое-то задание. Медитация же повышает осознанность мыслительного процесса и способность волевого контроля над своим мышлением.
- Оценка своих мыслей. Это упражнение лучше выполнять письменно, хотя бы поначалу.
Сначала Выбирается проблемная, пугающая мысль и делается короткая запись. Например, «Я могу навредить своему ребенку».
Далее подбирается следующая мысль, усиливающая неприятные чувства. Например, «Если я так думаю, то это обязательно случится».
После того как все негативные убеждения были сформулированы, следует начать намеренный поиск мыслей и идей, которые дают возможность почувствовать себя лучше.
Например, «Я люблю своего малыша», «Я желаю ему только добра», «Обдумывание каких-то действий вовсе не приводит автоматически к их выполнению» и так далее.
Какие-то мысли будут способствовать улучшению эмоционального состояния, какие-то — ухудшать его. Такие мысли нужно отбросить как ложные.В вашем случае все пугающие мысли скорее ложные. Это и про рак, и про болезни другие, и про вред себе и другим и т.д. Список этот вы и без меня знаете) Данное упражнение способствует устранению ложных верований, которые провоцируют приступы. Параллельно с этим надо практиковать подбрасывание позитивных мыслей для размышления, чтобы не скатываться к привычным пугающим картинам и образам.
4. Дополнительно совутую почитать книги Андрея Русских, посмотреть канал на ютьбе "неврозы мегаполиса" и обратиться к неврологу для медицинской помощи организму и по возможности проработать ситуацию, которая запустила ваше состояние (насколько я поняла - это ситуация с мужем бывшим).
Удачи вам, Анастасия и большого терпения! Впереди путь, требующий от вас усилий и самодисциплины, но оно того стоит!