Страх смерти близких людей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Очень надеюсь на вашу помощь, так как сама не справляюсь. Уже долгое время страдаю от страха, что кто-то из близких умрет. Никак не могу с этим справиться. Недавно умер дедушка. Был очень большой стресс. С семьей в очень близких отношения, поэтому очень борюсь их потерять. Боюсь остаться одинокой. Год назад переехала в другой город, поэтому редко вижусь с семьёй. Прилетаем друг к другу на неделю раз в три месяца. От этого ощущение, что я совсем их не вижу, а время проходит и мы не проводим его вместе. Хотя и созваниваемся каждый день по 100 раз.
Ещё есть страх того, что Мама младше папу на 18 лет. В этом году ему исполняется 60, и у меня очень большой страх что его не станет и мама останется одна. Как она будет без него. Они очень любят друг друга. Не могу об этом не думать, от этого очень тревожно. Боюсь что силой мыслей это притяну в свою жизнь. Каждый звонок боюсь что будет плохая новость и тому подобное. Живу в этом страхе уже 2 года, очень плохо на душе. Особенно это наступает вечером. Не могу ни с кем поделиться такой информацией. Когда садится в машину мой жених, мне кажется что с ним что-то случится. Может я слишком много надумываю себе, но как решить этот вопрос я не знаю. Подскажите, как можно от этого избавиться. Какие-то упражнения или книги, статьи. Очень хочу от этого избавиться и жить спокойной жизнью. Без тревог о близких. Просто наслаждаться жизнью. Я понимаю, что смерть это естественный процесс, но принять это никак не могу. Надеюсь на вашу помощь. Спасибо.
Автор вопроса: Яна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Пак Юлия Леонидовна.
Добрый день, Яна!
В наше тревожное время, испытывать тревогу за себя, за близких и родных – практически уже норма. Нормой стала повышенное внимание к безопасности, если говорить о местах большого скопления людей (Торговые центры, кинотеатры и т.д.). Здесь каждый родитель или близкий человек будет более внимательным и осторожным, учитывая большой поток информации, связанного например с терроризмом, поэтому каждый человек будет обращать внимание на людей, выделяющихся из толпы. Это стереотип, и это абсолютно нормально. Другое дело, что внимательность, бдительность и осторожность – это одно, а мнительность, тревожность, фобия – это другое. Чем невротические переживания отличаются от обычных? Невроз – это страх, когда весомых причин для страха нет, например, как когда ваш парень садится в машину, и вам страшно от самой мысли выйти на улицу, или от звука автотрассы или заведенной машины, когда это лишает вас сна, вызывает чесотку или повышается давление. Если имеет место быть неврозу, то, главное, что нужно помнить, это то, что невроз надо лечить, он поддается психологической коррекции и медикаментозному лечению, так же есть множество методов, таких как гипнотерапия, это симптоматическое лечение, так же есть релаксивная терапия (умение снижать тревожность или напряжение, расслабляться), телесно-ориентированная терапия (снятие мышечных блоков, умение ощущать свое тело), поведенческая терапия (рациональные навыки поведения), арт терапия и дыхательные практики… Методов множество. Немного подробнее расскажу Вам о дыхательных практиках. Их тоже множество, существуют целые школы дыхательных практик, школы медитации, дыхательные гимнастики и т.д. До сих пор никто не выявил в чем взаимосвязь дыхания и психики, но то, что эта связь есть – это факт. Самая простая техника приведения дыхания в норму: глубокий вдох (через нос) – выдох, длиннее вдоха (через рот, губы трубочкой), например, на раз.два – вдох, на раз.два.три.четыре – выдох. Стараться дышать диафрагмально, т.е. на вдохе надувать живот, на выдохе – сдувать. Что бы учлучшить качество сна (если есть таковые нарушения) необходимо в первую очередь соблюдать режим (ложиться спать не позднее 22-23 часов), и перед сном делать следующее упражнение: вдох на раз.два.три – выдох на раз.два.три – 3 раза, затем, вдох на раз.два.три.четыре – выдох на раз.два.три.четыре – 4 раза, затем вдох на раз.два.три.четыре.пять – выдох на раз.два.три.четыре.пять – 5 раз. Конечно дыхательными техниками необходимо заниматься регулярно, для получение результата, благо доступность информации и выбор огромны (you tube в помощь). Из книг могу Вам рекомендовать Н. Маккей «Как бороться с депрессией», в этой книге есть раздел про фобии. Книга есть в доступе в интернете.
Вы правильно заметили, что смерть дедушки, близкого для Вас человека, сформировала Ваши страхи о потере близких. Потому что тема смерти часто находится под запретом…Что же такое смерть? Жизнь заканчивается смертью. Смерть неизбежна для каждого. Смерть бывает внезапной, бывает долгожданной. Она приходит к старикам, и тем, кто устал от жизни, к тем, что только начал свой путь, к известным и малоизвестным, к христианам, мусульманам и буддистам. Нет смысла убегать от темы, нужно разрешить себе хотя бы думать о смерти. Ведь ощущение конечности, и есть самый мощный мотиватор. Жизнь нам дана, что бы мы не сидели на месте, а творили, создавали, учились строить отношения, любить, ненавидеть, улыбаться и плакать, что бы жили на 100 %. Не бояться смерти, это позиция взрослого человека, который использует это осознание для развития, движения и для жизни здесь и сейчас, и главное для ЛЮБВИ. Можно бесконечно долго бояться и переживать, а можно это заменить на безусловную любовь каждый день, для всех близких и в первую очередь для себя.