Страх смерти мужа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Все началось со смерти моего отца в 2014 году, он умер очень тяжело, на моих глазах. Я видела его уход, у него был рак 4 стадии. Тогда мне казалось, что все в порядке, но когда приехал муж, я начала за его бояться. Прислушивалась к его дыхание во сне, мне все время виделись жуткие образы его похорон. Страх никак не покидал меня. Я начала принимать успокоительные, но даже это не особо помогло. Муж ничего не знал об этом, а когда узнал был в шоке и сказал : Меня словно осенило и я успокоилась. До поры до времени. Год назад у моей подруги глупо и трагически умер парень, а она оказалась от него беременна, и это снова запустило страх. Мне стали сниться кошмары, начались тревожные мысли. Все ещё усугубляло то, что я частенько виделась с этой подругой и она постоянно говорила про смерть своего парня. Я поддерживала её, но идя домой понимала, что из этих разговоров формируется и мой страх. Иногда я даже не могла заснуть. А самое страшное это мои собственные мысли и образы. Всегда мой мозг говорит мне что то от чего меня бросает в дрожь. Я борюсь с ним, но меня пугают собственные мысли. Например:" Очень скоро ты умрешь". Вчера эту фразу мне сказал мой мозг, когда я просто смотрела на мужа. Я чуть с ума не сошла. Говорят, что нужно свыкнуться и осознать, что все мы рано или поздно умеем, но это пугает ещё сильнее. Я не могу уже справиться сама. Подскажите, что мне делать. Я так сильно люблю его и также сильно боюсь потерять. Спасибо большое за ваш ответ. С уважением, Елена.
Автор вопроса: Елена Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Елена, здравствуйте.
Понимаю ваше состояние и очень сочуствствую, что у вас столько тревожащих мыслей, которые не отпускают.
Когда мы сталкиваемся с чьей-то смертью, особенно близкого человека,то страх смерти начинает переноситься на себя или на остальных близких. Это очень частое явление. Вам нужно понять, что это иррациональный страх и причин у него нет, кроме как той, что вы перенесли смерть близкого и так переживали, что теперьбоитесь повторения.
Вы постоянно думаете о своей тревоге, накручиваете себя, и вероятно вам кажется, что вы поглощены тревогой.Тревоги и страхи растут из-за того, что мы чего-то не хотим допустить, признать, разрешить. Но от нашего разрешения очень многие события не зависят. Смерть – одна из таких обязательных составляющих жизни, которая от нас не зависит – таково положение вещей. Научитесь отделять мнимое от реального. Когда Вы почувствуете страх - сначала оглянитесь вокруг и поймите, что реального повода юояться сейчас нет (с мужем всё нормально, с вами тоже и т.п). Выделите 5 цветов предметов которые Вас окружают. Какого цвета потолок? Пол? Кресло? Занавески? Ваша одежда? (любые предметы, но цвет Вы должны не просто "узнать", мазнув по нему глазами, а назвать, можно даже вслух. Теперь звуки. 5 звуков - часы, птица, машина за окном, телевизор.... все что угодно, но звуков тоже должно быть 5. Слушайте внимательно, каждый звук тоже нужно различить и назвать. Затем 5 ощущений собственного тела. Ваши руки - где они, теплые или холодные, сухие или мокрые от пота? Ноги - то же самое. затылок и область шеи. Спина. Область живота и пах. Почувствуйте все эти части Вашего тела. Внимательно, медленно. Затем снова оглянитесь вокруг. Обычно это упражнение возвращает ощущение реальности при иррациональных страхах.
Подруге своей расскажите как влияют на вас её рассказы. объясните, что вы очень сочувствуете и хотите поддержать, но от рассказов потом страдаете. Спросите как её можно поддержать без пересказов о смерти.
Вы напислаи, что уже слышали о том, что смерть надо принять. Мне кажется важно принять, что мы не знаем будущего и поэтому нет смысла постоянно об этом переживать. Когда вы постоянно переживате и боитесь, то перестаёте наслаждаться жизнью. Посоветую почитать вам книгу И.Ялома "Вглядываясь в солнце", она поможет принять неизбежное и там много историй и мыслей, которые вам помогут.
Елена, желаю вам смелости и сил! Практикуйте остановку негативных мыслей, чтобы не впадать в тревогу, поймите иррациональность своих страхов и почитайте книгу. Это поможет вам.