Как перестать быть социофобом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте,
Мне всегда было сложно общаться с людьми, но в последнее время мой страх перед ними сильно усилился. Мне сложно начать разговор даже со знакомыми - постоянно кажется что я скажу что-то не то и они меня посчитают глупым или осудят. Еще присутствует страх потерять то что уже есть и из-за этого я ревную всех своих друзей и знакомых по поводу и без, мне постоянно кажется что все вот-вот от меня отвернутся и я останусь совсем один. Иногда я избегаю своих знакомых, а иногда начинаю перегибать палку с заботой и интересом к ним, шутками и т д.
В детстве я был довольно популярен в классе и школе, но вот когда я переехал в другой город , мне не удалось найти себе друзей и я постоянно чувствовал себя неловко находясь в учебном заведении. Это привело к тому что я начал прогуливать, практически забил на учебу. Из-за чего все начали меня считать тупым и безответственным. Хотя я все таки собрался с силами в конце и пришел на экзамены. Но все же именно в эти годы вся моя уверенность в себе улетучилась и я начал привыкать к одиночеству.
Сейчас я продолжаю учебу уже в новом уч. заведении, с новыми людьми. Мне удалось сблизиться с некоторыми, но я слишком боюсь их потерять, что постоянно , как говорят "бегаю" за ними и ни одного дня не проходит без чувства страха и паники.
Перед этим я учился ещё кое-где и у меня не было подобных проблем. Я даже думал что со всем этим кончено, но сейчас я возвращаюсь к тому что было, хотя сейчас, мне кажется, хуже.
В любовных отношениях мне тоже сложно. Постоянно чувствую неуверенность в себе и в своих действиях, что приводит к разрыву.
Когда я думаю обо всем этом меня часто бросает в панику и иногда это заметно. Думая об этом я только начинаю накручивать себя ещё больше... Вот сейчас написал вам тоже в порыве паники...
Как мне бороться со всем этим?
Как перестать бояться людей? Возможно ли вообще измениться?
Заранее спасибо за ваш ответ.
Автор вопроса: Чарли Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Здравствуйте!
Вы говорите, что боитесь потерять свои друзей и что они от вас отвернутся и при этом ведёте себя так, что возможно приближаете этот момент. То вас нет совсем, то вас слишком много. Из вашего письма я поняла, что это из-за страха показаться глупым или сказать что-то не то, верно? Подуайте откуда у вас такая фантазия? Основано ли это на како-то опыте? ЕСли да, то как часто был опыт отвержения и от каких людей?
Вполне верояятно, что ваш стра иррационален или был негативный опыт когда-то,но так ли его было много по стравнению с хорошим опытом?
Вы упомянули, что были популярны какое-то время,а значит проблема не в вас как в личности. а она внутри вашей головы.
Ещё вы сказали, что в нынешнем учебном заведении у вас есть знакомые, которые вас принимают, но вы тоже боитесь их потерять. Подумайте с каким значимым для вас человеком вы их ассоциируте? На кого они чем-то похожи (не внешне, а по другим признакам).К примеру,недавно столкнулась в практике со случаем, где девушка жаловалась на то как её игнорирует малознакомый парень и в итоге мы вышли к тому, что она сказала, что он как её брат, который её игнорировал. И тогда понятно почему она так болезненно реагировала на парня. Поищите такие же параллели. И если они есть, то разделите эти опыты и поймите, что это другой человек и отношения с ним другие.
Дальше ещё одно упражнение. Представьте ребенка. Его вы боитесь? Общения с ним? Есть ли страх отвержения? Вряд ли. Теперь представьте первоклашку и ответьте на те же вопросы. Дальше ей постарше и те же вопросы. И так далее далее..Представляйте разные возраста, разные социальные группы, роли. Задача понять на каких людей вы реагируете страхом, а на каких нет. И пробовать общаться сначала с теми, кого не боитесь и постепенно повышать планку. Тренируйте навык общения и вы станете уверенней. Желаю удачи!