Как бороться с боязнью стоматолога?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Ещё в средней школе подобных проблем не было. Я ходила к стоматологу и всё было нормально. Конечно, была небольшая тревога, но не более. Потом появились серьезные проблемы с зубами и было необходимо лечение. Мне тогда лет 16 было. Пришли в клинику, доктор сказала, что нужно лечить, как и назначила следующую встречу. Но уже после первой такой встречи появились проблемы. Дело в том, что лечила она без анестезии, говорила, что просто надо потерпеть, но это было очень больно. К следующей встрече я уже понимала, что не хочу идти, меня буквально трясло от одной мысли о том, что снова нужно сесть к ней в кресло. Но ничего не поделаешь, пришлось идти. После трёх встреч это, пожалуй и началось. Я отказывалась идти к стоматологу и любая мысль о лечении зубов вызывала панику. Мама решила отвести к другому врачу, потому что нужно было закончить начатое, заложили лекарство, чтобы убить нервы и теперь нужно было их дергать и запломбировать зуб. Этот врач делал всё с анестезией, но страх глубоко укоренился в голове. Я понимала, что это не так больно, только немного неприятно, но всё равно ничего не успокаивало. Каждый раз я заходила к врачу на нервах, а выходила из кабинета в слезах. Решили, что пока завязываем с стоматологами. После прошло около года и появился флюс, откладывать нельзя, нужно идти, пока не стало совсем плохо. Но я не хотела, я упиралась, отказывалась, плакала, но пришлось пойти. В кабинете стало только хуже, я не могла перестать нервничать или остановить слёзы, а когда он вколол анестезию и уже хотел шприцем убрать гной, я впала в истерику. Хватала его за руку, отказывалась, хотела просто уйти и всё время плакала. В конце концов флюс вылечили в тот же день, но я начала понимать, что становится всё только хуже.
Вот, опять появились некоторые проблемы, нужно запломбировать дырки, почистить пару зубов, но когда я начинаю думать о походе к стоматологу, одной мысли достаточно, чтобы тут же заплакать, тут же паника, нежелание появляться у врача, и очень сложно успокоиться. Я, правда, не знаю, что делать. Я понимаю, что это серьезно и что нельзя не пойти, но моё психологическое состояние не позволяет это сделать. В семье у меня только такая проблема, младшая сестра побаивается, но нормально ходит, а мама и вовсе легко лечит зубы. Но я вспоминаю тот первый случай, когда было по-настоящему больно, никакие убеждения не помогают.
Поэтому прошу Вашей помощи. Это уже фобия и я не могу обернуть. Как лучше поступить? Может стоит записаться к психологу?
Автор вопроса: Джул Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Джул, здравствуйте!
Понимаю Ваши страхи, как наверное очень многие люди и сочувствую тому, что Вам пришлось пережить.
Конечно я бы посоветовала обратиться к психологу. Особенно, если есть тревожные мысли, паника и в отношении еще чего то. Иногда за фобией стоит причина намного глубже. А в основе вообще всех фобий часто стоит страх смерти.
Но у Вас вполне может быть сформированный страх, обусловленный причиненной болью. То есть сформировалась определенный тип реакции на определенный стимул. У Вас сформировалась цепочка реакций - если зубная боль, то стоматолог, если стоматолог, то боль.
Вы были маленькой тогда еще, беззащитной. Вы верили врачам. Врач сказала, что надо потерпеть. Вы терпели. В нас во всех заложены защитные механизмы и реакции на угрозу. Чаще всего это - сражайся или беги. В этот момент активизируется весь организм. НО!!!! У Вас не было возможности ни дать сдачи врачу, ни защититься, ни убежать. Организм, мозг хорошо это запомнил (конечно же я утрирую объясняя все. Вы можете сами найти исследования по объяснению формирования нейронный связей, формированию привычек, формированию определенных реакций и т.д. в том числе и страха). Так вот теперь Ваш мозг в ответ только на одно упоминание о стоматологе реагирует той реакций (той, что была в прошлом), т.е. Вы хотите убежать, спастись. А если не можете этого сделать, то начинаете плакать и стучать по рукам.
Если Вы не сможете самостоятельно преодолеть это, то можно обратиться к психологу (NLP терапевту, гипнологу, гештальт-терапевту, поведенческому терапевту).
Что я могу посоветовать.
1. Возможно это будет сложно, но постарайтесь, когда будете в спокойном состоянии, расслабленном, в хорошем настроении. Расслабьтесь, включите успокаивающую музыку и вспомните, что было тогда... Вспомните всю боль. Может даже пусть рядом с Вами будет кто-то, кому Вы доверяете и держит Вас за руку. Вам важно еще раз еще пережить и уже взрослым умом понять, что не так все это страшно, что не смертельно... Вы это можете!!!! Далее Вы можете мысленно дать сдачи тому стоматологу!!!! Все, что захочется. Можно покричать, побить подушку. Т.Е. отреагировать по полной. Можете написать письмо тому стоматологу и излить там всю свою боль и пожаловаться какую травму он Вам нанес. Но не надо таким образом жалеть себя, важно просто выплеснуть и отреагировать.
2. следующий шаг можно делать много много раз. Так же в расслабленном состоянии представляйте, как Вы заходите к стоматологу. Он делает Вам обезболивающий укол и лечит зубы. НО!!! самое важное - представляйте, что это абсолютно безболезненно. Вы просто сидите с открытым ртом и слушаете в наушниках музыку. Пусть у Вас сформируется новая реакция. Что это безопасно. Перед походом к врачу проделайте это несколько раз. Во время процедуры слушайте ту музыку. Можете еще каким то другим образом заякорить новую реакцию.
Я верю, что Вы в силах самой справиться с этим.
Я много отвечала на вопросы про фобии. Там описывала много упражнений. Их (ответы на вопросы)можно почитать.
Я желаю Вам здоровья и легкости восприятия!!! Счастья!