Страх смерти. Страх бессмысленности моей жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, пишу вам в надежде на помощь. После рождения ребёнка (ему сейчас 1,5 года) я переосмыслила свою жизнь. У меня появились сожаления об упущенных возможностях. Я поняла, как много времени, которое мне отмерено, уже прошло, и как мало осталось. И вместе с этим появился страх смерти. Но не то, чтобы я боюсь ситуаций, когда могу умереть. Как некоторые боятся летать или высоты. Ничего такого. Наоборот, я человек очень любящий риск и острые ощущения. И почему-то убеждена, что проживу долго. Но меня стали посещать мысли, что будет после смерти. Я боюсь забвения. И дело даже не в том, что забудут меня (хотя это тоже важно), меня больше пугает, что забуду я. Забуду всю свою жизнь. А мне нравится моя жизнь. У меня есть семья, любимая работа, друзья, увлечения и хобби. И я не хочу это все терять. Даже свои ошибки, слезы и боль - это мой опыт, я не хочу, чтобы он уходил в небытие. Я не хочу переставать чувствовать, любить, мечтать, мыслить, и даже страдать. Я люблю гулять по лесу, люблю закаты, люблю проводить время со своей семьёй. И я представляю, что когда-то этого всего не будет, и не останется даже маленького воспоминания об этом. И мне становится страшно. Словно я нахожусь одна в темноте, пустоте, где нет звуков, запахов, ощущений - ничего! И если этого всего не будет, тогда зачем я живу? Для чего получать этот весь опыт, видеть всю эту красоту мира, любить своих близких, если это все не важно? Если я просто биологический материал, созданный, чтобы передать свою ДНК другим, продолжить человеческий род, тогда чем я отличаюсь от животных? Почему человеку дано сознание, душа? Почему мы не живем инстинктами, как животные? Я понимаю, что вы не ответите мне на вопросы бытия. Я просто пытаюсь охарактеризовать свой страх. Страх бессмысленности моей жизни. Я постоянно ищу этот смысл. Мне хочется, чтобы он был, это бы все объяснило. Но его нет. И мне кажется, что в масштабах космоса, вселенной и всего мироздания вся моя жизнь вообще не имеет значения. Я чувствую себя беспомощной. Я раньше всегда знала, чего хотела от жизни, ничего не боялась никогда, а если и боялась, то шла навстречу страху и преодолевала его. А сейчас я не знаю, чего я хочу. И страх беспомощности стал проявляться в разных ситуациях, которые раньше меня вообще не напрягали. Например, я стала бояться ходить на речку купаться одна: вдруг я начну тонуть, а никого нет рядом, никто не поможет мне. Хотя плаваю я хорошо. Я боюсь, что меня не станет, а я так и не узнаю, в чем была суть моего существования. И хотя с виду я очень позитивная и деятельная, и днем меня не посещают плохие мысли, но вечерами, если особенно я остаюсь одна, на меня накатывают панические атаки, я снова оказываюсь в этом небытие. Это ощущение похоже на пробуждение от сна, в котором ты умер. У меня бывало, что во сне я тонула, или меня сбивала машина, и вот на какой-то миг от этого потрясения я теряла все ощущения, не слышала звуки, не чувствовала своего тела. Лежала в темноте и думала, кто я, где я, жива ли я? И помнила только миг, предшествующий "смерти" во сне. Через несколько секунд ко мне приходило осознание, что это был сон, и я просыпалась. Но этот миг очень похож на то самое небытие, которого я боюсь. И я боюсь остаться в нем навечно. Я человек православной веры. Крещенная в детстве, но к вере пришла сама осознанно уже после 20 лет. И ещё недавно была убеждена в существовании жизни после смерти, в том, что во всем есть божий замысел. И не понимаю, откуда вообще взялись у меня вдруг все эти сомнения и страхи. Очень надеюсь, что вы поможете мне разобраться с моими чувствами, и дадите какие-то советы, как справиться с навязчивыми фобиями. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
"Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!"
(А.П.Чехов, "Три сестры")
"Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой - и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно.. Мы отдохнем!
Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую.. . (Вытирает ему платком слезы. ) бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь.. . (Сквозь слезы. ) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди.. . Мы отдохнем.. . (Обнимает его. ) Мы отдохнем!"
(А.П. Чехов, "Дядя Ваня")
Здравствуйте, Анна.
Вы, надеюсь, успели уловить некоторую перекличку "мотивов" двух, пожалуй, самых известных монологов Антона Павловича Чехова из двух его самых популярных и знаменитых пьес с Вашими собственными ощущениями?
Оба монолога, так сказать, "женские". Обе героини находятся в ситуации кризиса. Или, если хотите, в состоянии "кризисного опустошения", когда человек просто пытается хоть что-то разглядеть в будущем, найти хоть какую-то перспективу, подобрать форму, обратить себя к жизни, её правде и реалиям.
Правда и философская реальность жизни, её сущность, на мой взгляд, в том, что нужно просто жить! Жить в соответствие с меняющимися обстоятельствами, условиями, состоянием здоровья и банковского счёта, ситуацией на личном фронте и в семье. Просто жить в предлагаемых обстоятельствах!
Если не углубляться в систему Станиславского, а более широко рассматривать выражение "жить в предлагаемых обстоятельствах", то речь идёт о том, что как бы там ни было, какие бы сюрпризы жизнь нам не подбрасывала, надо стараться жить, получая от жизни всё, что она может дать в реальной ситуации.
Надо научиться получать радость от того, что имеешь сейчас, в настоящий момент, а не от того, что хотел бы иметь или (упаси Боже) что имел когда-то!
Надо уметь с полной отдачей и в полную силу жить СЕГОДНЯШНИМ ДНЁМ, исходя из возможностей СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. И силу, жизненную энергию, желание жить надо "включать" именно сегодня, сейчас.
Отчего страшно? От того, что либо нет знания, либо эти знания слишком рано приходят и ты не можешь их "переварить". Страшно бывает и от того, что есть противоречия, некий диссонанс, когда нужно как-то постараться привести некий "ментальный и когнитивный багаж" к общему знаменателю.
Страх смерти практически всегда связан с двумя глобальными переживаниями:
1. Мы боимся не самой смерти, а , так сказать, обстоятельств смерти: дряхлость, беспомощность, зависимость, боль, страдания, неотвратимость, люди и их отношение и т.д., - вот, что нас пугает.
2. Мы боимся того, что не понимаем, не знаем ЧТО ЭТО ТАКОЕ ВООБЩЕ, что ТАМ, как это всё происходит!
По этому поводу написано очень много разной литературы, как художественной, так и публицистической, научной.
Но фишка и "секретик", по-моему, в том, что всё это не нужно! Не нужно! Это всё абсолютно бессмысленно, ведь есть одна потрясающая концепция:
"Каждому дано по его вере".
Человек, не верящий в жизнь после смерти, ад и рай, небесные чертоги и т.д., будет "уходить" в пустоту, в землю, в прах.
Человек, который верит в другое, будет убеждён, что момент физической смерти - момент перехода куда-то.
Но коварство в том, что истинно верящих и истинно не верящих очень мало!
Сомнение - вот, что нам подкинуло наше объективное развитие, природа, если хотите.
У нас с Вами есть мозги, есть разум, есть опыт, есть возможность анализировать и синтезировать полученную информацию и , значит, мы можем сомневаться, оспаривать, переживать, сопротивляться и многое другое!
Об этом можно бесконечно говорить!
У Вас же - очень похожее на преддепрессию состояние. А может, у Вас уже депрессия. Не знаю.
Содержание Вашей работы над собой сейчас, в этот период, - поиск смысла. Только не смысла жизни вообще, а смысла жить именно сейчас. Вернее, даже не смыслА, а смыслОВ, потому что их может быть несколько.
В чём смысл вставаний по утрам? В том, что сегодня может произойти что-нибудь важное, интересное. Никто, кроме Господа Бога, не в курсе, когда именно нам ждать счастья, любви. возможности, шанса. Никто!
В чём смысл завтрака? В том, чтобы набраться сил, в том, чтобы сделать утро приятным, вкусным, тёплым.
В чём смысл любой работы? Не только в том, чтобы заработать и потратить, но и в том, чтобы быть подтверждённым другими. Речь не о формальной успешности, а об отношении к тебе. Знаете, если Вас считают отличным профессионалом, то это реально греет! Если Вы можете кому-нибудь помочь, то это уже осмысленное существование в профессии, даже если вы не любите свою работу!
Вот таким образом надо прорабатывать свою жизнь!
С паническими атаками бороться очень легко, если Вы элементарно научитесь вовремя снимать скопившееся напряжение. И начните с мышечного напряжения - заставьте себя расслабиться мышечно! Увидите, что скоро и мозгам станет полегче.
Поищите в интернете комплекс "Прогрессирующая мышечная релаксация" и изучите эти простые упражнения. Это поможет!
Читайте художественную литературу. Лучше русскую классику. Там Вы найдёте ответы на все свои вопросы и Вам также станет гораздо легче.
Удачи. А. Журавлёв