Последствия аварии. Страх, что от меня ничего не зависит.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! На прошлой неделе я попала в аварию. Я села в маршрутку, чтобы приехать на работу, и почти сразу же эта маршрутка врезалась в маршрутку, которая уже стояла возле остановки. Все произошло совершенно внезапно. Я только увидела в окно что мы подъехали очень близко, секунда - и удар. Я не успела сориентироваться и упала, повернувшись на 180 градусов, очень больно ударилось головой о сидение и ногой о пол. Внутренний голос подсказал мне, что я больше испугалась, чем пострадала. В маршрутке была ещё одна девушка, которая помогла мне подняться. Водитель некоторое время нас не выпускал, сразу выскочил из маршрутки и побежал ругаться с водителем другой маршрутки:его интересовала больше его маршрутка, чем пассажиры. Он даже ничего не спросил. Просто молча открыл автоматические двери. Авария на самом деле совсем не страшная, но я была шокирована. Из глаз полились слезы, но я заставила себя успокоиться и позвонить на работу, чтобы предупредить о своем опоздании. Слезы - моя постоянная реакция на стресс. С работы я отпросилась в больницу. Слава Богу, у меня ничего не обнаружили, кроме ушибов мягких тканей.
Своего транспорта у меня нет, я никогда не ездила за рулем...Но я очень любила ездить куда-то, мне нравилась быстрая езда, я получала удовольствие от скорости и веселилась. Я доверяла всем водителям, с кем когда-либо ездила, и почему-то была уверена, что со мной никогда ничего такого не случится. Теперь каждая поездка даже на небольшое расстояние для меня стресс. Я боюсь повторения той ситуации или чего похуже. Я чувствую, что в случае чего я не смогу повлиять на ситуацию и что от меня ничего не зависит. Сердце буквально замирает и выпрыгивает из груди, когда водители совершают всякого рода маневры или набирают большую скорость. Можно ли как-то помочь себе самостоятельно?
Автор вопроса: Полина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Полина!
Цитата: «Слезы - моя постоянная реакция на стресс». Стресс является сильным внутренним напряжением, которое требует эмоциональной разрядки. Кто-то кричит, кто-то бьет посуду, а у Вас свой способ снятия внутреннего напряжения.
Вам пришлось пережить достаточно неприятную ситуацию, после чего появился страх перед возможным повторением события, в котором, как Вы полагаете, от Вас ничего не зависит.
Далее сложившаяся ситуация может развиваться по следующей схеме:
1. Вы столкнулись с психотравмирующей ситуацией (ДТП).
2. Возникает страх при ожидании подобной ситуации при непосредственной поездке в маршрутном такси.
Проявляя беспокойство относительно Вашего страха, Вы как профессиональный строитель заложили фундамент (страх) и выстраиваете первый этаж из сомнений и тревог. Вы хотите построить небоскрёб?
3. Если да, то в последующем неизбежно появится страх при одном только представлении о возможном повторении ситуации в спокойном состоянии, то есть вне транспорта.
Не стоит забывать, что чувство безнадежности многократно увеличивает страх.
Если 10 или 20 раз повторить «Я могу стать жертвой …», то Вы в своем подсознании создаете сценарий подобного события, а раз есть сценарий, то рано или поздно соответствующая пьеса будет сыграна. Напишите новый, позитивный сценарий, в котором от Вас многое зависит, и Вы можете контролировать свое внутреннее состояние.
Действия водителя в данной ситуации пусть останутся на его совести. Что касается других водителей, то раньше скорость Вам нравилась, и Вы не зря акцентируете внимание, что Вы доверяли водителям, с которыми приходилось ездить. Как хорошо Вы знаете водителя маршрутки? Насколько верным будет утверждение, что каждый водитель любящий скорость обязательно попадет в аварийную ситуацию? Ранее подобных случаев в Вашей практике не было. Следует ли оценивать всех водителей через призму одного единственного неудачного опыта?
Все знают, что совать два пальца в розетку опасно, поэтому каждый старается соблюдать правила безопасности. Так же и в общественном транспорте. Старайтесь держаться за поручень, это будет служить некоторой подстраховкой от падения при резком торможении. В конце концов, Вы можете напомнить водителю о соблюдении скоростного режима. Это Ваше право! Тем самым Вы сможете контролировать ситуацию и обеспечить безопасное передвижение в маршрутном такси.