Не могу заснуть одна.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Уже долгое время меня мучают проблемы со сном. Я не могу спать одна в комнате. Если даже сильно устану, и меня будет буквально вырубать, страх не даст мне уснуть. Я могу заснуть, если в комнате еще кто-то находится, и чем больше людей, тем спокойнее и легче я засыпаю. Однако если присутствующие в комнате уже спят – заснуть мне все же сложно. Лучше всего я засыпаю в объятиях своего парня.
Не знаю, важно ли это, но я не могу спать, не укрывшись с головой, т.к., иначе чувствую себя в опасности.
Также, раньше я засыпала только с включенным светом. Но сейчас, я могу спать в темноте, в общежитии, когда мои соседки в комнате и еще не спят, однако, когда я ночую дома, я всегда оставляю свет включенным в коридоре. Если я нахожусь в комнате одна, я, либо жду, когда кто-нибудь вернется, либо жду, когда за окном будет светло и ложусь спать. В общежитии мне спокойнее спать и даже если соседки по комнате уже давно заснули, прислушиваясь к голосам соседей через стенку (все очень хорошо слышно) я могу заснуть. Однако, когда я дома, мне нужно либо заснуть раньше матери, с которой мы спим в одной комнате, либо приходится не спать до самого утра. Я пыталась бороться с этим, но каждый раз меня пугает любой шорох, и я начинаю думать об том, что кто-то наблюдает за мной и хочет напасть, конечно, я понимаю, что это лишь мое воображение, однако страх контролирует меня. Сердце в такие моменты бьется как ненормальное. Боюсь, я никогда не смогу жить одна из-за этой проблемы.
Я думала о причине этой проблемы. Я не особо уверена, но в детстве я спокойно засыпала без света. У меня бывало, случался сонный паралич, но проходил он быстро – я просто не могла двинуться короткий промежуток времени, мне могло казаться, что я переворачиваюсь, но потом я понимала, что я осталась в той же позе. Меня это не сильно пугало, т.к. случалось крайне редко и быстро проходило. Однако, в классе так в 9, ни с того ни со всего, одной ночью у меня снова случился сонный паралич. Но в тот раз он продолжался, казалось, целую вечность и сопровождался галлюцинациями. Не буду подробно описывать, но галлюцинации были очень реалистичными и меня охватил панический страх. Когда это прошло, я пошла спать к матери, но мне было до того страшно, что даже рядом с ней, я не смога заснуть и ждала утра. Когда мать проснулась и пошла, заниматься уборкой (а проходит этот процесс довольно таки шумно) я спокойно уснула.
Следующей ночью все повторилось. Однако, кроме гула голосов, странной вибрации, появилось еще кое-что. Я лежала на спине, меня будто припечатало к полу (тогда спала на полу) и на мне было что-то, будто тень какая-то, но объемная. Я слышала дыхание, сначала очень громкое, затем, дыхание становилось все тише. Будто это что-то, ритмично двигалось, то приближаясь ко мне, то отдаляясь. Мне было так страшно, что хотелось истерически орать и звать маму, как маленькой. Когда все закончилось, я расплакалась и пошла снова к маме. Я начала засыпать, лежа рядом с ней, и уже проваливалась в сон, но вдруг, будто сама себя удержала от этого. Я не заснула и снова не могла двигаться. Было просто ощущение чьего-то присутствия. Это продолжалось каждый раз, когда я просыпалась и пару раз, когда засыпала. Моим спасением было – дождаться утра.
Однажды я заснула в обеденное время и сонный паралич все равно случился. Это продолжалось, наверное, недели две. Я не высыпалась. В школе, в окружении сверстников, я забывала на время о страхе, но он возвращался, когда я оставалась одна. С того времени, у меня часто сбивается режим - ночью бодрствую, под утро засыпаю. Сонный паралич у меня был еще много раз, но с возрастом, он стал случаться все реже и без галлюцинаций.
Из-за проблем со сном, в частности, с режимом сна, я стала пропускать занятия, часто чувствую усталость и сонливость, т.к., я либо недосыпаю, либо пересыпаю.
Автор вопроса: Ася Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, уважаемая Ася!
Проблемы со сном часто зависят от общего состояния организма. Стресс и переутомление являются одними из главных причин возникновения сонного паралича. Также появление таких нарушений могут провоцировать такие факторы как: нарушение режима дня, прием психотропных препаратов, наследственные факторы, гормональные нарушения. Также одной из причин появления сонного паралича является привычка спать на спине. У большинства людей это явление вызывает панику и страх, хотя сонный паралич – это естественное, биологическое явление. Когда мы спим, наше тело спит вместе с нами, но видя сны, мы можем активно двигаться. Сонный паралич возникает в результате нарушения синхронизации пробуждения и связан с нарушением фазы быстрого сна. То есть сознание уже бодрствует, а тело еще нет. Фазе быстрого сна свойственна повышенная активность клеток мозга (видение снов), которая сопровождается отсутствием мышечного тонуса. В это время отключаются двигательные нейроны в спинном мозге, вызывая временный паралич, что предотвращает движения во сне. И если человек просыпается в это время, он не может пошевелиться или выполнить какие-либо действия. Сонный паралич не является признаком болезни, но если он причиняет сильный дискомфорт – нужно обратиться к неврологу.
Попробуйте организовать режим дня и придерживаться его, не стоит есть поздно и много пищи, старайтесь не переутомляться, не курить и не употреблять алкоголь и содержащие кофеин напитки перед сном. Если вы находитесь в состоянии стресса - используйте техники расслабления майндфулнесс.
К вышесказанному хочу добавить: все наши страхи страшны только когда мы не понимаем, что с нами происходит. Не бойтесь посмотреть своему страху в лицо. Когда Вы будете чувствовать тревогу от того, что остались дома одна, успокойте себя, скажите себе: «Я знаю, что здесь никого нет, сюда никто не может войти, со мной ничего не случится».
В основе любой тревожной реакции лежит страх, он мобилизует тело дать отпор или спастись при какой-то опасности. Такая реакция тысячи лет помогала человеку выжить, но в настоящее время у людей возникает тревога там, где нет опасности. Причин тому много, но их можно разделить на внутренние (биологические, такие как наследственность, характер, темперамент) и внешние (окружение, тип взаимодействия в семье, школе, стабильность обстановки в стране проживания, информация).
Часто человек, у которого в силу разных обстоятельств, в детстве был сформирован образ мира как «опасный», будет и далее видеть опасность во всем, что кажется ему подозрительным. Это приводит к формированию так называемого «защитного поведения», т.е. созданию определенных ритуалов, действий, которые, по его мнению, помогают побороть страх. Но происходит наоборот, эти действия только усиливают страх. Поэтому, если Вы будете и далее спать с включенным светом, быть в комнате с кем-то и т.п., тревога будет возрастать и давать другие проявления, например панические атаки.