Психосоматика, последствия стрессов. Что можно предпринять?

Вопрос психологу:
Мужчина, 43. С раннего детства есть спазм мышц живота из-за стресса, предположительно. С годами проблема обострилась - если раньше не мог работать в наклон, теперь серьезные ограничения подвижности и нагрузки, постоянные проблемы пищеварения, хотя органически ничего особенного не найдено. Ограничен в питании из-за спазма, в животе часто ощущается мучительная пульсация, которая может переходить в подергивание в других частях тела и даже в судороги, буквально скручивающая тело.
Проблема пульсации имеет место с самых ранних лет. На нее многие жалуются, им обычно ставят срк и панические атаки. У меня ПА были, но редко. В детстве имел место лунатизм - ходил и включал воду, свет, перемещал предметы. Мигрени часто не давали спать, реакция на соленое, сладкое, перемены погоды и температуры даже в течение дня.
Из психологических проблем можно выделить навязчивые мысли, своего рода генератор страхов, который постоянно портит мне настроение, напоминая о болезнях и тяжелой жизни разных людей. Подозреваю,что тут имеет место физиология, нехватка витаминов (подтверждено документально) и постоянная сонливость - я нахожусь в процессе засыпания почти весь период бодрствования, могу задремать даже стоя в очереди или ненадолго отключиться про заходе в помещение с улицы или в более темную комнату.
Кишечник очень чувствителен, а его истерические сокращения превращают жизнь в мучения. Но мне не предлагают ничего, что могло бы решить эти проблемы. Его чувствительность вызывает подъем пульса и давления, поэтому скорую я уже вызывал много-много раз.
Так и живу - живот свернулся от боли, как при стрессе, при испуге становится еще больнее, часто боль над пупком отдает в левое запястье. А пугаюсь легко - я же все время засыпаю, поэтому почти каждое событие для меня означает некомфортное пробуждение.
Что можно предпринять? Синдром хронической усталости не позволяет пить успокоительные, обследования по гастроэнтерологии ничего не нашли.
Автор вопроса: Ваше имя Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Абрамова Марина Григорьевна.
Здравствуйте! Искренне Вам сопереживаю в такой непростой для Вас ситуации.
Одной из причин различных страхов часто является сбой работы вегетативно-нервной системы. Катализатором для развития могут быть стрессы и психологические травмы. В таком случае необходимо начать обследование с врача невропатолога. Обращались ли Вы к данному специалисту? (Вы указали только про обследование по гастроэнтерологии). К каким ещё специалистам Вы обращались?
Для установления же подсознательных причин и постановки диагноза нужно обратиться к психотерапевту, либо клиническому психологу, имеющим медицинское образование.
Ваш вопрос, что можно предпринять?
Справиться со страхами, навязчивыми мыслями, возникающими в отсутствие реальной опасности достаточно сложно без соответствующего наблюдения специалиста. И лучше, если это будет непосредственное сопровождение (очное). Вам необходима встреча со специалистом-врачом: контакт при помощи глаз, голоса, возможно кинестетического контакта. При поддержке психотерапевта с помощью специальных техник, Вы сможете уменьшить интенсивность и частоту проявлений навязчивых мыслей и страхов, сместить внимание Вашей тревожности. Врач может Вас обучить практикам саморегуляции, контролировать уровень тревоги,в т.ч., используя техники мышечной релаксации.
Приведу пример одного из упражнений: (из рекомендаций клинического психолога)
"Умение расслаблять мышцы"
Сильно сожмите и напрягите кулаки, затем расслабьте их. Далее подключайте ноги: во время сжимания кулаков вытягивайте их и напрягайте икроножные мышцы, затем расслабляйте. Несколько таких движений приводят к утомлению и расслаблению мышц. Это упражнение можно сочетать с дыханием: напряжение на вдохе и расслабление на выдохе. Это упражнение можно применять также следующим образом : Сожмите бедра и ягодицы, при этом постарайтесь подтянуть прямую кишку вверх. Несколько повторов этого движения помогают запустить волну расслабления кишечника, мышц.
При работе со страхами, ПА, очень важны дыхательные упражнения, так как дыхание является базовой основой поддержки организма и требует особого внимания.
Упражнение во время приступа ПА (из рекомендаций клинического психолога) :
Правильное дыхание во время приступа:
*Старайтесь дышать медленнее, это рефлекторно уменьшит силу сердечных сокращений, снизит артериальное давление, поможет хотя бы немного успокоиться.
*Нужно сделать вдох через нос, затем ненадолго задержать дыхание и выдохнуть через сжатые, сложенные трубочкой губы.
*Во время дыхания нужно вести счёт: на 1-2-3 вдох, затем на 1-2 пауза, затем на 1-2-3-4-5 выдох.
*Дышать нужно не грудью, а животом. При этом проходит тошнота, неприятные ощущения в желудке.
*Во время дыхания можно заниматься самовнушением. Специалисты рекомендуют произносить про себя на вдохе - "Я", на выдохе - "успокаиваюсь". Можно немного подышать в бумажный пакет. При этом в организме создаётся кислородное голодание, которое способствует устранению панической атаки.
Правильное дыхание во время приступа обладает двойным эффектом: оно помогает успокоиться и ослабляет симптомы ПА на физиологическом уровне.
Но ещё раз хочу обратить Ваше ВНИМАНИЕ на то, что научиться выполнениям упражнений желательно под контролем специалиста, который предварительно проведёт углубленное исследование для постановки точного диагноза и подберет соответствующие техники и упражнения.
Лучше всего для лечения страхов, фобий, навязчивых мыслей, ПА подходит психотерапевт, имеющий медицинское образование и специализацию по психотерапии, а также право устанавливать диагноз и применять как психотерапевтические, так и медикаментозные методики, которые могут принести облегчение в более короткий промежуток времени, тем самым создать значительный собственный ресурс для самоподдержки, что в свою очередь благоприятно повлияет на результат в целом.
Индивидуальная психотерапия позволит разобраться в причинах страха, навязчивых мыслей и научиться самоконтролю.
Желаю Вам успехов, благополучия, всего самого наилучшего!
С уважением к Вам, психолог Марина Абрамова.