Я боюсь, когда на меня смотрят и мне кажется, что все на меня смотрят.

Вопрос психологу:
Я боюсь людских взглядов. Мне страшно, когда в мою сторону поворачивается голова любого человека. В подростковом возрасте мне тоже казалось, что все на меня смотрят, но это скорее поднимало мне самооценку, я любила быть в центре внимания. А сейчас все наоборот, я панически этого боюсь, хочется избежать этого. Особенно боюсь тех взглядов, кому хочется нравится не важно мой это пол или противоположный. Когда я смотрю на глаза людей , я смотрю на них недоверчиво и от этого ещё больше зажимаюсь, не смотрю в глаза и испытываю сильную вину, начинаю корить и ненавидеть себя. Когда ещё смотрю в глаза, у меня происходит какой-то ступор везде, например если я улыбалась , я не хочу улыбаться,если хотела зевнуть, уже не хочется, например иду пешком, могу споткнуться . Мне кажется даже что я больше и не хочу общаться с людьми. Единственное,что меня спасает это очки на улице и камера, на которую я снимаю себя. На людей могу смотреть только тогда, когда переключаю камеру на селфи и снимаю видео, так спокойнее мне. Я не знаю ,что делать. Какой у меня диагноз? Вроде не социофобия ведь я хожу на улице правда в очках, либо без очков, снимая на видео себя, неуверенность у меня из-за боязни смотреть в глаза. У меня омметафобия? Помогите пожалуйста, я уже не знаю как жить счастливо жить и радоваться жизни. Есть также и боли в голове, по типу покалывающих ощущений, иногда в затылке, иногда в висках. Я очень страдаю от того, что не люблю и боюсь смотреть в глаза. Как преодолеть страх и полюбить? Я всегда любила быть на сцене и петь, к сейчас руки на всё опустились.
Автор вопроса: Эвелина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Эвелина! То, что вы описываете похоже на страх перед людьми - страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения, всё это собралось воедино - страх смотреть на людей. Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу - это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше прдеставление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы "впитывали" в себя их оценку и их восприятие Вас. Также - это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интрепертировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО - все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Пытаетесь убегать от взглядов, прятаться от них, но и это не помогает.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции - в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией - учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать - это Вы сами, но не другие люди. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять - почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять - что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Эвелина, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!