Боязнь рвоты в общественном месте.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня с детства очень смешная (по мнению окружающих), но очень страшная (для меня) проблема - боязнь рвоты. Из-за этой фобии мне страшно находится в общественных местах, я часто пытаюсь найти моменты остаться одной, что мешает мне ответственно учиться (не пропускать учебные занятия из-за давящих мыслей) и гулять с друзьями (так как прогулки - это, естественно, в общественных местах). Когда я остаюсь одна, наедине со своими мыслями - это ещё больше наводит страх. Я размышляла о том, что я боюсь больше просто этого состояния или общественного осуждения (если вдруг это произойдёт на глазах у других), то поняла, что боюсь мнения общественности, а одной мне спокойнее. Не проходит и дня без мысли «а вдруг меня вырвет». Ничего не могу с этим поделать. Даже, если у меня всё хорошо, ничего не болит, всё равно думаю об этом. На фоне этого постоянного нервного состояния у меня впервые появились проблемы с ЖКТ, а в результате этого появилось ещё большее беспокойство, которое, боюсь, что в скором времени приведёт к рвоте. Помогите мне, пожалуйста, избавиться от этих мыслей и успокоиться. Мне действительно мешает это жить. Я устала сидеть дома и постоянно думать о том, чего нет. Сходила к врачу, предположил, что гастрит, как мне жить с этой болезнью, если я чуть ли не панически боюсь его симптомов. Я очень хочу избавить себя от этой мысли, жить и дышать полной грудью, не бояться развиваться, искать себя в чём-то новом. А эта противная фобия мешает мне во всё, просто заперла меня в четырёх стенах и не отпускает вот уже больше 10 лет.
Автор вопроса: Marina Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Marina!
В детском возрасте достаточно часто взрослыми встраиваются убеждения, которые сопровождают человека всю жизнь. Иногда убеждения не только не приносят пользы, но и провоцируют развитие внутренних страхов. Дети слепо верят своим родителям и следуют их указаниям, как единственно верным, не задумываясь, что взрослые тоже могут ошибаться.
Мама говорит ребенку:
«Не трогай собаку, укусит». Интересно, почему вырастая, он боится собак?
«Я тебе говорю русским языком…, ты дебил?». Низкая самооценка обеспечена.
«Вечно ты ходишь как пугало». Вырастая, красивая девушка считает себя серой мышью.
Возможно, в возрасте 10-12 лет у Вас была ситуация, связанная со рвотой, в которой последовало неодобрение со стороны окружающих или было обращено Ваше внимание на их негативную реакцию. Небольшая нотация на глазах у всех и поучение как должен вести себя ребенок в общественном месте, могли привести к чувству стыда и вины за произошедшее. Вы это сделали специально? Полагаю, что нет.
Сверхсильное желание ребенка соответствовать, быть хорошим для родителей и видеть одобрение с их стороны, приводит к страху сделать что-то неправильно. Возникает стремление к постоянному контролю своих действий, которое может сохраняться на протяжении всей жизни.
Хотела бы отметить, что не только родители могут встроить убеждение. Друзья и близкие люди, чьё мнение (реакция) важно для нас, так же играют большую роль.
Вы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что испытываете страх перед общественным мнением, которое, видимо, в своё время сыграло значительную роль. Событие, которое произошло Вы зафиксировали в своей памяти как негативное и заранее прогнозируете неудачу.
Каждый раз, когда Вы отказываетесь от посещения лекций и встречи с друзьями, Вы пропускаете в своей жизни что-то важное и интересное, при этом Ваши страхи не подтверждаются. Такую модель можно коротко описать как «страх – отказ – потеря чего-то важного».
Попробуйте изменить эту модель. Например, «согласие – приобретение – бессмысленность страха». То есть, Вы соглашаетесь встретиться с друзьями и хорошо проводите время. По окончании встречи Вы понимаете, что страх не оправдался. Будете ли Вы бояться того, чего нет? Маловероятно. С каждой последующей встречей Вы будете понимать, что страх является бессмысленным.
Начните с кратковременных встреч, постепенно увеличивая время нахождения вне дома. Понаблюдайте, как будет меняться Ваше внутреннее состояние после приобретения нового опыта.
С наилучшими пожеланиями, Наталия.