Страх темноты и монстров.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Как избавится от навязчивого страха темноты и монстров, которые гипотетически могут прятаться в темноте? Страх этот сопровождает меня с детства, но если в детстве это еще как-то было объяснимо (многие дети бояться чудовищ), то в возрасте за 30 мне кажется это странным и неуместным. Страх возникает, если я остаюсь одна в темной комнате. Мне в голову начинают лезть строчки или фрагменты страшилок, которые я когда либо видела в жизни, хотя целенаправленно я ничего такого не смотрю и не читаю, просто где-то когда-то что-то посмотрела, прочитала, запомнила. Надо сказать, что я никогда не видела в живую никаких странных явлений, не верю в мистику, не религиозный я человек, но вот сам факт, что вдруг я ошибаюсь и в темноте таится что-то необъяснимо жуткое, не вписывающееся в мою картину мира не дает мне покоя. В такие моменты я не могу заснуть, включаю в соседней комнате свет, заманиваю на кровать собаку и стараюсь расслабиться, заснуть, но не могу, снова открываю глаза и озираюсь. Нахожусь в неприятном напряжении и ожидании чего-то жуткого.
У меня есть определенные неприятные ожидания ночевок в одиночестве, когда я знаю, что в этот день остаюсь одна в квартире на ночь и уже загодя испытываю беспокойство.
Еще, наверное, полезно сказать, что я много читаю и работаю с информацией, возможно это как-то провоцирует мой страх, в том смысле, что я устаю именно от умственной работы. Или с моим страхом связано, то что я, чуть меньше года назад пережила потерю близкого человека - матери. Я думаю, что может быть это какой-то модифицированный страх смерти дает о себе знать. Но мне бы понять, именно, как справиться с этим. В общем, если есть какие-то советы, то буду рада выслушать.
Автор вопроса: Оля Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Оля!
Вы пишите, что страх монстров и темноты сопровождает с детства. В детском возрасте ребенок испытывает потребность в безопасности, которую удовлетворяют родители. Именно у родителей дети просят защиты, а в более взрослом возрасте совета. Если эта потребность не удовлетворяется, могут появиться страхи в различных формах, которые сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями.
После смерти родителей часто возникает чувство незащищенности и неизвестности перед будущим. Человек понимает, что дальше он самостоятельно несет ответственность за себя. В таких случаях на помощь приходят близкие люди, друзья, знакомые, с которыми можно поделиться переживаниями и спросить совета.
Скорее всего, в Вашу картину мира не вписываются ситуации полного одиночества и невозможности прибегнуть к помощи другого человека. Символически это проявляется как нечто необъяснимо жуткое, находящееся в темноте. Страх неизвестности и непонимание того, что может произойти, если Вы закроете глаза, говорит о существующей потребности в безопасности.
Травматическая ситуация, которую Вам пришлось пережить (смерть матери), повлекла за собой стрессовое состояние. Процесс переживаний подразумевает под собой эмоциональное погружение в ситуацию, проживание этой ситуации и выход из нее.
Если Вы находитесь на этапе проживания ситуации, чувство незащищенности может быть более интенсивным, что в свою очередь приводит к нарастанию чувства страха. О чем и говорит Ваше желание включить свет в соседней комнате и позвать собаку на кровать. Желание позвать кого-то на помощь говорит о том, что человек не способен преодолевать трудности без поддержки других. Научитесь доверять себе. Вы уже способны обеспечить свою безопасность и найти верное решение в любой ситуации. Беспомощной девочки уже давно нет. Есть самостоятельная, взрослая и мудрая женщина.
В своем воображении Вы рисуете страшные картины, вызывающие отрицательные эмоции. Но. Хозяйка воображения, которое рисует картины - Вы. Вы художник – Вам и кисть в руки! С таким же успехом Вы можете нарисовать свою мечту или совершить путешествие в виртуальное место. Страх становится слабее когда человек испытывает положительные эмоции.
Что касается Вашей работы с информацией и чтения в больших объемах, то Ваша усталость от умственной работы может способствовать увеличению стресса. Поэтому отдых должен способствовать его снижению (например, занятия спортом). Найдите свой баланс между работой и отдыхом. Необходимо отдыхать так, чтобы хотелось работать и работать так, чтобы хотелось отдохнуть.
С наилучшими пожеланиями, Наталия!