Приступы удушья.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня мучает один вопрос - возможно ли сначала почувствовать нехватку воздуха (не получается глубоко вдохнуть), а потом уже именно из-за этого поймать приступ паники? Т.е началом моих панических приступов становится именно внезапная невозможность глубоко вдохнуть.
Такой вопрос я задаю, потому что обычно пишут "нехватка воздуха при приступе паники", а у меня приступ паники из-за нехватки воздуха.
Опишу панический приступ: я спокойненько что-либо делаю, потом решаю, что нужно глубоко вдохнуть, и у меня не получается! Я думаю -"ладно, окей". Пробую ещё и примерно на 3-4 раз у меня получается глубокий вдох. Конечно, меня это пугает. Собственно, с этого момента я уже не могу нормально дышать, и раз за разом не получается вдохнуть полной грудью. А дальше начинаются такие симптомы как: потливость, ледяные конечности, страх смерти, ватные ноги, дрожь, озноб.
Такие проблемы с дыханием у меня около 10 лет, я связываю это с перенесенным в детстве ложным крупом.
Была у психиатра, стоит диагноз F41.0
Лечение не помогло, скоро пойду опять.
Была у пульмонолога, все в норме.
Анализы тоже все в порядке, но внезапные приступы удушья очень мешают жить.
Раньше приступы были не такие сильные, но вот примерно год назад у меня произошел сильнейший приступ в метро. С того раза мое состояние ужасно усугубилось. Я уже чувствую себя инвалидом. Не езжу на метро, другой общественный транспорт тоже с опаской. Пугают закрытые места, где нет притока свежего воздуха. Да что уж там, мне почти каждый день становится плохо и у себя дома, но дома легче успокоиться - умыться, подышать, прилечь/присесть. На улице так не сделаешь.
Оглядываясь назад, я не понимаю, как раньше могла ходить гулять, в кино, ездить куда-либо. Сейчас у меня осталось только удушье и паника.
Заранее спасибо за ответ!
Автор вопроса: Надежда Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Халыкайнен Людмила Вадимовна.
Здравствуйте, Надежда.
Вы спрашиваете: «возможно ли сначала почувствовать нехватку воздуха (не получается глубоко вдохнуть), а потом уже именно из-за этого поймать приступ паники?»
Вы правы, что формально последовательность может быть такова – сначала Вы замечаете, что Вам трудно вдохнуть глубоко, а потом происходит приступ паники.
Но если разбираться подробнее, то само по себе ощущение нехватки воздуха не является причиной панической атаки. Объективно это нейтральное ощущение, как если бы у Вас зачесалась рука, или вы ногу «отсидели» и почувствовали покалывание в ней, или заметили, что голова болит, или замерзли руки и т.д.
Возможно (раз вы считаете, что ПА появились после того, как вы перенесли ложный круп), что страх, испытанный во время болезни из-за трудностей с дыханием, был слишком велик для ребенка и не был прожит нормально.
И теперь, как только Вы ощущаете намек на нехватку воздуха или думаете о том, что где-то (в метро, транспорте, торговом центре) это может возникнуть – организм сразу же реагирует симптомами страха – все то, что вы описали: «потливость, ледяные конечности, страх смерти, ватные ноги, дрожь, озноб.». Потому что для мозга нет разницы – ситуация опасности существует в реальности или в воображении. Таким образом «ощущение нехватки воздуха» - этот триггер, но не причина.
Поэтому попытки избегать подобных ситуаций – это не очень результативный вариант решения проблемы. Так же как и надеяться исключительно на медикаментозное лечение.
Психика раз за разом возвращает Вас в эту ситуацию, чтобы Вы могли, наконец, прожить эти чувства и двигаться дальше. Это можно сделать, если воспользоваться помощью хорошего психолога, психотерапевта, телесно-ориентированного терапевта.
Еще я бы задумалась: почему именно сейчас ситуация стала такой напряженной и невыносимой? Что сейчас происходит в Вашей жизни? Что за период Вы проживаете? Что бы хотели делать, если бы не ПА? А чем, по Вашим представлениям, Вы «должны» были бы заниматься, если бы не было ПА?
Считается, что панические атаки появляются или учащаются в важные жизненные периоды, на стадии перехода, когда нужно на что-то решиться, что-то изменить, повзрослеть, взять на себя какую-то ответственность и т.д. Это одна из версий.
Я бы все-таки рекомендовала поработать с психологом, потому что в одиночку без поддержки специалиста бывает очень трудно разбираться в этом.
Успехов Вам, Надежда.
С уважением, Л.В.