Трудно концентрироваться. Не получается мыслить нормально в присутствии других людей.

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня давно беспокоит то, что я не могу сосредоточиться. Длится это очень давно, еще с университета. В школе таких проблем не было. На данный момент беспокоит меня данная проблема последние пять лет. На работе с трудом вникаю во всё, особенно, когда нужно переключаться между разными задачами. В таки моменты впадаю в ступор и не могу доделать текущую задачу, зная что ждет еще другая работа. Ощущение, будто я растворяюсь и нет меня. Раньше думала, что это связано с тем, что мне совсем неинтересно. Сейчас я сменила профессию. И это никуда не делось. В те моменты, когда нужно все время переключаться с задачи на задачу, нет ясности ума. Когда происходит обсуждение рабочих моментов, текущая информация не задерживается. Мне всегда было непросто очень работать в присутствии людей. Но я думала, что это из-за того что я стеснительная или, к примеру, только устроилась на работу. Когда случалось работать из дому заметила колоссальную разницу: я будто ощущаю себя, «слышу» свои мысли , понимаю, что хочу сделать, и способна думать, чего нет в присутствии других людей. Отсюда постоянное ощущение, что я тугодум, неспособная ни к чему.
Стала часто задумываться о своей памяти. Считаю, что все вокруг помнят, а я нет. Когда училась в университете, боялась ездить в общественном транспорте, кушать на людях, и ходить в туалет, также не выносила, когда на меня смотрят. Силы тратились все время не на то Вместо учебы думала о людях. Не могла сосредоточиться на семинарах. Ощущение, что я все время ничего не понимаю и не успеваю за всеми. Не получается мыслить нормально в присутствии других людей. Возможно это связано с папой, он любил очень пристально смотреть, как я что-то делаю, например, когда я что-то резала, он не сводил с меня глаз. Я не выносила этого напряжения и злилась очень. Вот и казалось, что он всегда на меня смотрит. Хотя это было только, когда помогала ему на кухне с едой.
Автор вопроса: Марина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Марина!
Проблемы в общении и дискомфорт в присутствии других людей, скорее всего, являются проявлениями социальной тревоги или социальной фобии. Страх получения негативной оценки от окружающих может свидетельствовать о скрытой убежденности человека в своей неполноценности, непохожести на других, несоответствии общепринятым стандартам. Социальная тревога может сопровождаться неприятными физическими реакциями – дрожью, покраснением, потливостью. Когда другие это замечают, человек испытывает стыд и смущение. Обычные, повседневные ситуации кажутся сложными и неприятными, ограничивая и ухудшая качество жизни.
Причин возникновения социальной тревоги может быть много, среди них: наследственность (биологические и генетические факторы, темперамент), окружение и условия жизни в детстве. Многие социально-тревожные люди когда-то имели травматический опыт (насмешки, отвержение или издевательства). Не имеет значения, когда возникла социальная тревога и с чего она началась, важно, что с ней можно справиться. Поскольку социальную тревогу поддерживают выработанные человеком модели поведения – стандартные реакции на проблему, которые вызывают ощущение повышенного риска, необходимо изменить свое восприятие этих ситуаций как опасных. Также важно, что в оценке ситуации люди часто на 100% привыкли доверять своим мыслям. При этом они не задумываются над тем, что их индивидуальная реакция является не истиной, а результатом их жизненного опыта. Т.е. для многих людей имеет значение не само событие, а их субъективная оценка этого события или интерпретация. Так, у людей, переживших какие-то травматические события, многие повседневные ситуации могут вызывать чувство опасности, пробуждая болезненные воспоминания и образы. Оценив ситуацию как опасную, человек ощущает тревогу и принимает меры. В случае социальной тревоги это – беспокойство, сужающее фокус внимания на себя, а не на работу, вследствие чего в памяти не остается нужная информация. Избегание визуального контакта и скованность или застенчивость – виды защитного поведения, к которым прибегает человек чтобы скрыть от других себя настоящего, т.к очень боится быть не принятым другими. Такая стратегия поведения не дает чувства безопасности, а приводит к еще большему избеганию, изоляции. Человек начинает избегать людей и ситуаций, вызывающих тревогу. Но это дает облегчение лишь на короткое время, после чего страх и тревога усиливаются.
Чтобы преодолеть социальную тревогу необходимо:
1.Изменить привычные мыслительные «шаблоны» или «автоматизмы».
Попытайтесь «поймать» и записать те мысли, которые возникают у Вас, когда Вы чувствуете напряжении или тревогу. Проследите, какие эмоции вызывают у Вас эти мысли. Оцените, насколько Вы доверяли своим мыслям в тот момент, когда изменилось Ваше состояние. Исследуйте свои мысли с позиции постороннего наблюдателя: запишите доказательства «за» и «против», затем сформулируйте альтернативную мысль или найдите другое объяснение.
2. Изменить поведение.
Необходимо пробовать новые способы поведения, чтобы испытать Ваши мысли. При этом важно контролировать защитное поведение и осознавать, что Вы делаете для того чтобы защитить себя от социального замешательства, которое Вас пугает. Поставьте себе цель – избавится от такого поведения. Пробуйте сначала в привычном окружении не использовать эти «защиты», а потом практикуйтесь с незнакомыми людьми.
3. Уменьшить застенчивость – учиться осознанно фокусировать внимание на людях, а не на себе. Для этого необходимо не думать о имеющемся неприятном опыте, а переводить внимание на то, что происходит вокруг.
4. Выстраивать уверенность в себе.
Чем больше Вы будете пробовать новые модели поведения, отказываясь от старых, тем быстрее будет возрастать уверенность. Изменения будут главным мотиватором на этом пути.
Для самостоятельной работы могу порекомендовать Вам книгу С.Корина «Сам себе психотерапевт: как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии»
Вы можете преодолеть социальную тревогу самостоятельно, а можете обратиться за помощью к психологу. В последнем случае это займет меньше времени.
Желаю Вам смелости и упорства на пути к изменениям!