Как избавиться от навязчивых мыслей, что умрут близкие?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как избавиться от мучительных мыслей, которые возникают у меня в голове по поводу того, что умрут мои близкие. Три недели назад у меня умерла бабушка. Это огромная потеря для нас, я ее очень люблю. В семье у нас очень теплые близкие отношения. Я живу отдельно с мужем. Детей нет. Но после этого у меня возникают мысли о том , что вдруг умрет кто-то еще. Я просыпаюсь по ночам с этими мыслями , не могу избавиться днем. Каждый раз думая об этом , я три раза плюну и постучу по дереву мысленно. Я понимаю что это странно , но не могу от этого избавиться. Я просыпаюсь и со страхом звоню маме, спрашивая все ли хорошо. Маме только пить нельзя, а из-за последних событий я боюсь что она сорвется. Она переносит эту потерю хуже всех, так как бабушка - это ее мама. Я взрослый , здравый , образованный человек , но в голове внезапно возникают эти мысли и я стучу. У меня и раньше были навязчивые мысли по другим поводам. Особенно когда я сделаю какую-то ошибку , а потом переживаю из-за этого. Могу мучиться пол года от этого. Это сопровождается тревожностью прямо на физическом уровне. А сейчас мне везде мерещатся вещи, связанные со смертью. От этого возникают эти мысли, но и не только От этого, могут прямо на пустом месте, особенно когда я остаюсь одна. Тут же я думаю, а правда что мысли материальны и от этого мне становится просто ужасно. У меня был и раньше, но не такой явный страх потери , но я это связывала с тем, что я головой понимаю что это неизбежно. А теперь думаю что сама притягиваю к себе это. Не могу спокойно жить в этом кошмаре. Благодарю за то, что прочитали о моих переживаниях.
Автор вопроса: Алёна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Алёна, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Вы пишите, что 3 недели назад умерла Ваша бабушка и с этого момента Вас преследуют мысли о смерти, о том, что с Вашими близкими может что-то случится. Примите мои соболезнования, очень Вам сочувствую. Основываясь на моей практике, могу сказать, что такие мысли переживают большинство людей, столкнувшихся с травмирующим событием. При этом страх смерти является базовой эмоцией, которая позволяет выжить человеку и сохранить популяцию. А принятие собственной смертности и смертности близких требует определенной внутренней работы и глубокой осознанности. Совершенно естественно, что после смерти бабушки этот страх активизировался и мысли стали посещать Вас чаще. Для примирения с утратой требуется время. Возможно, Вы слышали, что в процессе переживания утраты человек проходит через несколько стадий (не обязательно в той последовательности, в которой я о них напишу): Шок, Отрицание, Агрессия, Депрессия, Смирение. Как Вы справляетесь с утратой? Кто Вас поддерживает? Как Вы выражаете Ваши эмоции? Очень важно позволить себе пережить утрату, не "закрывать" эмоции в себе, а выражать их наиболее приемлемым для Вас способом.
Теперь вернемся к тревожащим Вас мыслям.
1.Сейчас важно понять, каким именно смыслом для себя Вы наделяете эти мысли? Что именно за этим страхом скрывается? Возможно, думая о смерти Вы стремитесь стать ближе к умершей бабушке? Возможно, стоит попробовать немного сместить фокус и подумать о том, что Вас с бабушкой объединяет? Что делает Вас близкими друг другу даже после ее смерти? Какие общие черты, увлечения, цели были у Вас и Вашей бабушки?
2. В следующий раз, когда Вы снова ощутите чувство страха (либо любую другую неприятную для Вас эмоцию) за близкого человека, попробуйте задать себе вопрос: О чем именно сейчас я думаю? И оценить выявленную мысль. На сколько эта мысль достоверна? Какие этому есть доказательства? Есть ли какое-то альтернативное объяснение происходящему (например: мама не взяла трубку, возможно, она просто занята или не слышала телефон?), чтобы Вы посоветовали другу в такой же ситуации? Умение выявлять свои мысли "приходит" не сразу, не всегда удается определить тот образ или мысль, которые предшествовали возникшей эмоции. Но этот навык, в дальнейшем, помогает выявлять и прорабатывать тревожные мысли и формировать на их месте более адаптивные суждения. А при более длительной проработке позволяет распознать неэффективные установки и также их проработать, что значительно улучшает качество жизни и самовосприятие.
3. Обратитесь к тем ресурсам, которые у Вас есть. Что Вас поддерживает сейчас в этой ситуации? Что приносит Вам радость и наполняет энергией? Попробуйте составить список из таких занятий, желательно, чтобы пунктов было хотя бы 10-15 и старайтесь каждый день выполнять по 3 пункта из списка. Это может быть что угодно, начиная от принятия ванны и заканчивая прогулкой. Важно, чтобы в этом списке не было того, к чему Вы, на Ваш взгляд, испытываете зависимость (например, сладости).
Берегите себя. Пройти через утрату можно только полностью осознавая свое состояние и найдя опору и ресурсы в ближнем окружении и в самой себе.
Буду рада ответить на вопросы.
С уважением.
Алёна