Страх, что не усну ночью.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Месяц назад меня начала преследовать навязчивая мысль, что я не смогу уснуть. Всё началось внезапно. Я решил прилечь днем вздремнуть и я не смог заснуть. С этого момента мысль о том что я не смогу спать прицепилась очень сильно. Самое интересное, что когда ложусь спать, тревога почти отступает и я засыпаю(правда чуть дольше обычного). Ночами я просыпаюсь раза два и сразу мысль что не смогу уснуть, но вновь засыпаю. Днем тревога сильнее. Доходило до того, что целый день думал только об этом. Сейчас стало чуть полегче. Я вроде осознал, что засыпать получается, но все равно тревога есть. До этого навязчивого состояния два месяца испытывал стресс (сначала сильно ушиб руку, когда упал с велосипеда, сами понимаете, с больной рукой движения ограничены, ничего толком сделать нельзя. Второй стресс-были проблемы со здоровьем: меня качало, кружилась голова, часто повышалось давление, несколько раз были предобморочные состояния. Анализы показали что всё в норме. Что было со мной, сам понять не могу). За три дня до появления навязчивой мысли о сне все эти симптомы прекратились, да и рука зажила. Казалось бы-живи и радуйся. . . Но тут эти мысли. . . У меня никогда не было проблем со сном. Мне всегда нравился сам процесс засыпания. Никогда не зацикливался. Просто засыпал и всё. Даже когда было очень плохо со здоровьем. Ещё могу добавить что я часто (к сожалению) злоупотреблял спиртным, но резко бросил, когда повредил руку. Теперь не пью вообще. У меня вопрос: мог ли длительный стресс и резкий отказ от алкоголя повлиять на возникновение навязчивой мысли о страхе не уснуть и как мне избавиться от этой мысли?
Автор вопроса: Алексей Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте.
Перейду сразу к ответам на вопросы в конце письма:
1) В целом многие функции тело выполняет самостоятельно, без нашего вмешательства. Первые из таких «самостоятельных»: дыхание и сон. Начав задумываться о них, мы как бы вмешиваемся в их естественное протекание и желая помочь им, наоборот нарушаем их естественный ход, становясь похожими на сороконожку, которая однажды задумалась, как же она так ходит со всеми её ногами и упала.
Поэтому длительный стресс безусловно мог повлиять на сон, но из Вашего письма складывается ощущение, что повлиял не стресс, а Ваше внимание, которое Вы так интенсивно уделили теме сна.
Лучший способ справиться с темой сна сейчас - СНЯТЬ ВАЖНОСТЬ с вопроса, сможете ли Вы заснуть.
Есть заболевания, при которых сон необходимо корректировать медикаментами.
В вашем случае нет необходимости принимать серьёзные меры. В целом, читая Ваше письмо я вижу, что Вы заменяете тревогой что-то другое в Вашей жизни. Возможно, внимание к себе, заботу и может быть, даже общение. По письму не понятно, есть ли у Вас достаточно общения, заботитесь ли Вы о своём теле с помощью спорта, даёте ли достаточно нагрузки. Если этого действительно нет, есть смысл начать «укреплять» тело и нервную систему с небольших, но постоянных физических упражнений. Если упражнения отсутствуют совсем, бережнее для организма начать с каждодневных прогулок (10 000 шагов в день) и постепенно добавлять больше нагрузки на все виды мышц. Посмотрите, начнёте ли засыпать быстрее, после нагрузки.
Хотя, как я уже написала выше, лучше снять важность с темы сна. «Отстать» от своего сна. Засыпать не тогда, когда положено, а когда попросит тело.
Если все же хотите уделить внимание сну, уделите внимание не конкретно сну, а созданию условий для сна: душ перед сном; час, а лучше 2 перед сном не используйте телефон, телевизор, компьютер; проветривание комнаты; если это реально организовать - массаж. При желании можно найти много способов для расслабления. Только делайте это не с целью уснуть, а с целью создать приятную уютную атмосферу.
Возможно, ситуация действительно глубже и причина в глубоком страхе, который раньше вытеснялся из сознания (может быть глубоко в детстве), а сейчас пришло время встретиться с ним. Тогда помогают такие способы, как «сдаться» своему страху. Признаться самому себе, что я не могу заснуть и не знаю, что с этим делать. То есть не бороться, и не делать усилий. Если хватит внутреннего ресурса сказать это самому себе и не анализировать, можете увидеть, что произойдёт дальше: возможно придёт понимание, что на самом деле стоит за Вашим страхом не уснуть, возможно всплывут воспоминания, когда подобное уже было с Вами.
Сознание очень интересно проявляет себя, когда мы снимаем давление и позволяем себе быть такими, какие мы есть сейчас без попыток изменить или проанализировать.
В целом могу сказать Вам хорошую новость: невроз (повторяющие мысли, движения или действия) не является серьезным отклонением психики. Скорее сигналом о перенапряжении. И проходит при нормализации обстановки. Поэтому если Вы будете помогать себе через тело и создание комфортной, уютной атмосферы дома, Вы почувствуете себя лучше достаточно скоро.
Если тревога и страх не уснуть будут повторяться, спросите себя: «Ну и что? Что будет, если я не усну?»
Кстати, очень интересный опыт работы со страхами предлагает Виктор Франкл в книге «Логотерапия». Он успешно работал с темой и взрослых и детских страхов. У меня есть любимая фраза от Виктора Франкла о том, что при любом состоянии психики, даже самом непростом есть часть личности, которая НИКОГДА не будет разрушена.
Поэтому смело опирайтесь на свои «Целые» части: например на свою взрослую способность заботиться о себе, на способность задавать вопросы, типа: «Ну и что?», снимая тем самым важность с того, чему Вы ее так много придали.
2) Замечательно, что Вы проявили внимание к здоровью и задали анализы. Если все показатели в норме, действительно может быть проявление невроза, которому достаточно лишь дать поддержку комфортом и спортом. Тем более при хороших анализах можно спокойно начинать включать спорт в свою жизнь.
Хотя я не знаю, какие именно анализы Вы сдавали. Если только общие анализы, есть смысл проверить анализы на дефициты микроэлементов. За такими анализами лучше обращаться к эндокринологу. Он же и поможет их правильно расшифровать и назначит витамины и микроэлементы. Больше чем уверена, что он назначит Вам Магний, который при стрессе и после алкоголя расходуется организмом в огромных количествах. В целом Вы можете сами начать принимать Магний. Он значительно влияет на настроение, восстановление после стресса и укрепление нервной системы. Единственное, что его нужно принимать курсами, а не на постоянной основе. В России есть замечательная минеральная вода Донат. Изучите вопрос, как ее принимать в интернете и найдите не поддельную. Так же есть интересная биологическая добавка DLPA, которая работает с тревогой, перепадами настроения, а так же выводит токсины и помогает справиться с зависимостями. Её хорошо принимать, начиная с небольшой дозировки и немного увеличивая в процессе.
Ну и хорошо бы проверить надпочечники. Во время стресса страдают именно они.
3) Стресс кстати вряд ли куда-то денется из жизни. Поскольку даже всплеск положительных эмоций - тоже стресс. Единственное, что можно сделать - это укрепить организм и реакция на стресс будет мягче, преодолевать его будет получаться лучше без побочных последствий и реакций со стороны психики. Спорт и активность в целом даёт фантастическую выносливость и помогает не замечать многие стрессовые моменты, реагировать с юмором, и повышает интерес быть победителем, а не жертвой.
Обратите внимание на состояние жертвы, которое Вы примеряете на себя, описывая ситуации. Конечно, несомненный плюс жертвы - внимание и то, что человека пожалеют, но каждый раз, когда Вы скатываетесь в жалость, это означает отказ от собственной силы, отказ принимать вызовы жизни.
4) Отказ от алкоголя скорее всего явился не причиной Вашего состояния, а всего лишь проявил реальность, с которой Вы либо не были готовы встретиться, либо вы заметили, что она не комфортна для Вас. Справитесь самостоятельно через укрепление тела и духа - замечательно. Увидите, что не справляетесь - возьмите полноценную терапию с консультацией психолога он-Лайн или вживую. Очная консультация многое покажет и поднимет из глубин.
Так же рекомендую обратить внимание, повторится ли Ваше состояние со страхами в середине весны. Поскольку чаще всего психические обострения происходят осенью (как Вы и описали, месяц назад) и весной в период смены сезонов. Если действительно повторится - всего лишь заботьтесь больше о теле и нервной системе в эти периоды.
А сейчас, если для Вас это возможно, может быть есть смысл поехать в санаторий и уделить внимание физиотерапевтическим процедурам, массажам и детоксификации организма?