Боюсь задохнуться, прыгает давление, постоянный страх.

Вопрос психологу:
Добрый день. Началось всё пять месяцев в сентябре прошлого года. Стало трудно дышать, в общем надумала видимо через месяц стало прыгать давление,незначительно, потом в один день прыгнуло 170/100 скрючило руки и ноги. На скорой сказали, что нервы. Пошла на приём , просидела 3 недели на больничном, ничего серьезного не нашли, кроме остеохондроза и то невролог сказал что обострения нет, просто он присутствует. Были сделаны анализ крови общий и биохимия,экг, флюорография, узи почек, кровь на гормоны щитовидки. Было трудно дышать , прыгало давление, немели руки ноги, сжимало грудь, кидало в жар особенно если нужно куда то идти, головокружения, прям отъезжает голова, ноги ватные становятся и тревогой накрывает и не понимаешь , что вокруг происходит, быстрее бы домой прийти, дома становилось легче. Давление нормализуется само, когда успокоюсь. И постоянный страх. Выписали сходила сделала узи сердца , сосудов шеи и спирометрию, искала какую нибудь болезнь от которой вылечиться, потому что вообще не понимала что со мной происходит. Пришлось уйти даже в отпуск, на работу даже не могла ходить. Говорят что Всё везде хорошо, все анализы и узи. Пропила курс витамин и тенотен, массаж. Потому что другого ничего не назначали. На данный момент общее состояние стало легче, но трудность в дыхании осталась, давление стало получше, прыгает когда начинаю крутить себя. Бывает по ночам просыпаюсь от нехватки воздуха и бешеное сердцебиение. А кручу себя постоянно и справится с этим не могу. Не понимаю , что со мной происходит. Боюсь задохнуться. Посоветуйте, что делать?
Автор вопроса: Кристина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Здравствуйте Кристина,
То, что с Вами происходит, называется панической атакой, внезапный приступ страха, сопровождаемый физиологическими различными сиптомами. Те симптомы, которые Вы перечислили совпадают с теми, присущими этому расстройству. Главная причина этого всего, в основном - стресс. Современный ритм жизни этому способствует, и как следствие - это расстройство встречается всё чаще и чаще.
Что такое паническая атака? Это внезапная вспышка острой тревоги, при которой в организме происходит всплеск вегетативных реакций - мощный взрыв адреналина в кровь, самопроизвольное напряжение мышц, ступор, жар, озноб, предобморочные и обморочные состояния, дымка в голове и глазах, желание бежать со всех ног. Сам по себе страх ещё с пещерных времён очень функциональная эмоция, которая нас предупреждает об опасности, но в случае панической атаки происходит как бы обман организма, потенциальной внешней опасности нет, но он есть в голове, мысль вызывает все вышеперечисленные реакции. Часто возникает страх потерять сознание, задохнуться, сойти с ума, умереть.
Учащённое сердцебиение ночью часто возникает в период так называемого быстрого сна, именно тогда, когда мы видим сновидения. Это нормальная физиологическая реакция. Если Вы внезапно проснётесь, например от шума, неприятного сна, или просто из-за чрезмерной чувствительности к сердцебиению, то получится, что именно это учащённое сердцебиение - это то, с чем Вы в первую очередь столкнётесь. В тревожный период это послужит источником дополнительных переживаний.
Чтобы избавиться от панических атак, нужно разобраться в их причинах. Их может быть целый ряд: сильный стресс, конфликты, психотравмы, злоупотребление крепким кофе, алкоголем, чрезмерные физические нагрузки, умственное перенапряжение. Вы говорите, что «крутите» себя постоянно, скорее всего имеются ввиду какие-то мысли, которые Вас беспокоят, тревога о чём-то? Что именно, может быть сперва нужно решать внутреннюю напряжённость? Следить за мыслями, пытаться понять, что конкретно возникает в голове непосредственно перед панической атакой. Есть различные техники работы с потоком захлёстывающих нас мыслей, как например, учиться ставить мысль под сомнение, оценивать её по десятибальной шкале и находить сознательно опровержение пока оценка не спадёт. Конечная цель - это научится не придавать такого значения мыслям, потому что в голове может возникнуть что угодно и верить этому как реальности совсем не обязательно. Но так как я не знаю что Вас беспокоит, то предоставляю эту задачу Вам.
На физическом уровне, преодоление всех этих панических приступов начинают с осознанного подхода к физиологическим реакциям, не поддаваясь сразу порыву эмоций. Нужно стараться осознавать себя как бы отдельно от сиюминутных состояний, настроений, эмоций, желаний и мыслей. Вот если у Вас серцебиение, беспокойство, пока ещё не дошло до головокружения, нужно как бы не сразу ему поддаваться, а зафиксировать момент физиологического изменения и входа в беспокойство, почти что вслух проговаривать: вот волнуюсь, вот стучит сердце, вот чувствую, что ноги становятся ватные. Попробуйте погружаться в это чувство надвигающегося страха, не избегая. Да, ощутить ватность в ногах и не пытаться сесть (можно опереться), переждать головокружение, сильную тревогу, но не сразу бежать домой. Будет поначалу тяжело, будет хотется бежать со всег ног. Но если Вы сможете переждать эту волну страха, раз-третий, тогда организм получит опыт безопасности и порочный круг разомкнётся, и страх, и тревога пойдут на спад и сформируется новый подсознательный опыт, что Вы в состоянии сами контролировать эти приступы.
Пробуйте также, когда чувствуете приступ тревоги глубоко дышать. Есть полезные техники дыхания: вдыхать животом, сделав пару глубоких вдохов, а потом просто наблюдать за дыханием в течении где-то четверти часа. Даже если оно чуть-чуть сбивается, то не нужно его пытаться контролировать, оно само плавно придёт в норму. Или вдохнуть, задержать дыхание, отсчитать 4 удара сердца и выдохнуть, и опять отсчитать 4 удара сердца и опять вдохнуть, и так тоже в течении минут 15-и.
Дома, когда никуда идти не надо и беспокойства нет, можно пытаться делать такое упражнение: напрягать поочерёдно различные группы мыщц до предела и потом расслаблять их, улавливая момент расслабления. Это полезно делать ежедневно, чтобы потом это умение можно было переносить на ситуации, когда наступает напряжённость вне дома.
Вы можете сходить к психологу, например, к когнитивно-поведенческому терапевту. Он научит Вас всем этим техникам и будет наблюдать за Вами, что-то подсказывать, что-то проделывать вместе с Вами, если страх будет ещё силён. Вы обращались уже ко многим врачам, но если уж и впрямь ничего не поможет, можете сходить к специалисту, к психиатру. Не потому, что у Вас не впорядке с психикой, просто это человек, который соприкасался больше с такими расстройстваим и может приписывать медикаменты (психолог не может, а обычный терапевт может недооценивать ситуацию). Обычно при приступах беспокойства приписывают антидепрессанты, например Sipralexa, Wellbutrin, есть препараты, которые уменьшают страх Diazepam. Но всё это, во-первых, должно подбираться врачом, а во-вторых, эффект от них ощутим не сразу, и, возможно, не такой как Вы ожидаете. От них может быть физически плохо так, что Вы их не сможете принимать дальше. Потом, от препаратов возникает зависимость, их нельзя резко отменять. Принимать их стоит только вкупе с работой над собой, иначе это просто бессмысленно. Они помогают дать толчок, если они сработают, то Вы увидите, что первое время можете жить и без страха, но потом нужно постепенно их останавливать и справляться без них. Справляться так, как я и выше описала. Снизится страх, уйдёт постепенно и психосоматика, будет постепенно приходить давление в норму.
Дорогая Кристина, запаситесь терпением, наберитесь мужества и исполнитесь верой, что Вам самой удастся преодолеть всё то, что на Вас наваливается. Всего доброго, Лидия