Боязнь брака. Ни моя мать, ни бабушка, ни другие родственницы никогда не были счастливы в браке.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый психолог. Меня зовут Елена, через полгода мне исполнится 26 лет. За плечами у меня 2 оконченных специальности, через год окончу ещё одну (заочку). Возраст, вроде бы, самый подходящий для свадьбы, о чём мне постоянно напоминают все окружающие. В моей жизни есть молодой человек, с которым мы вместе уже почти 5 лет. Есть и опыт совместной жизни с ним, который вызывает только положительные эмоции. Но я панически боюсь свадьбы, каждый раз, когда кто-то задаёт вопрос "Ну, когда вы уже поженитесь-то?", у меня портится настроение, я отшучиваюсь и отнекиваюсь. Причем, так было всегда. Принято считать, что все девочки спят и видят себя в белой фате и платье, но это совершенно не для меня. Молодой человек знает про эту мою боязнь, и совершенно не торопит. Детей я так же не хочу (думаю, что не готова физически, морально и финансово, и непонятно вообще, когда буду к этому готова). А давление общества возрастает с каждым годом. Я хочу и дальше жить вместе со своим молодым человеком, но не хочу выходить замуж ни за него, ни за кого-либо другого, тем более, рожать детей. Парня своего я очень люблю, он для меня и лучший друг, и брат, и отец, в общем, близкая и родственная душа. Даже само понятие "женское счастье" вызывает во мне эмоции злости и отвращения. Стыдно признаться, но я считаю глупыми всех своих ровесников, которые уже поспешили вступить в те самые узы брака. Возможно, причиной этого послужил тот факт, что ни моя мать, ни бабушка, ни другие родственницы никогда не были счастливы в браке, и я с детства наблюдала вокруг себя ссоры, скандалы, злость и ненависть. Иногда мне снились сны о том, что мне приходится выйти замуж, и я плакала, пыталась сбежать со свадьбы. Вскоре мы с молодым человеком планируем поехать к моей маме заграницу жить и работать. Но она сразу же предупредила, что для избежания осложнений в процессе получения гражданства нам придётся жениться. Одно это упоминание будущего брака, пускай и через несколько лет, пускай и с любимым человеком, тяготит и пугает меня. Каждый раз как я об этом подумаю, становится страшно. До этих отношений у меня уже были другие серьёзные отношения с парнем, он предлагал выйти замуж. Я долго отшучивалась, но когда он предложил пойти и подать заявления сегодня же, я то "забывала" паспорт, то "болела", то ЗАГС, к моей радости, оказался закрыт. В общем, свадьбы не состоялось, чему я очень рада. В жизни мужчины я могу представить себя спутницей жизни, подругой, но не женой. И я понимаю, что в будущем, возможно, это принесёт мне немало проблем и неудобств. По крайней мере, со стороны общества. Заранее благодарна Вам за Любой ответ.
Автор вопроса: Елена Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Елена, добрый день, спасибо за Ваше обращение. Вы пишите, что само упоминание о свадьбе вызывает у Вас страх и яркое сопротивление данному событию. При этом, на Ваш взгляд, такое отношение к свадьбе возникло у Вас в связи с неудачным опытом замужества Ваших родственниц (Вы были свидетелем скандалов, разборок и пр.выяснения отношений). Как следствие, скорее всего, у Вас укоренилась установка, что свадьба - это то, что потенциально может разрушить отношения, сделать несчастным. Но здесь возникает вопрос, на сколько данное предположение обязательно будет применимо к Вашей жизни? Порой, мы склонны делать обобщения и формировать для себя неэффективные установки на базе, которая мало применима к нам самим и нашей жизни в целом.
Но основной вопрос сейчас следующий: осознаёте ли Вы, что Ваша установка неэффективна и по сути мешает Вашей эмоционально комфортной жизни? Готовы ли Вы с данной установкой работать и формировать на ее месте более адаптивную?
И здесь, на самом деле, не так уж важно, вступите ли Вы потом в официальные семейные отношения либо предпочтете сохранить отношения без формальных обязательств - это только Ваше решение и Ваше право выбрать любой сценарий, главное, чтобы этот сценарий развития отношений удовлетворял Вас и Вашего мужчину. Но, по крайней мере, мысль о замужестве не будет такой пугающей, а будет рассмотрена Вами как один из возможных сценариев развития отношений.
Вопрос относительно страха заводить детей также требует отдельной работы. Важно понять, какие именно страхи и вторичные выгоды маскируются под этот страх? И опять же - как и в любом другом вопросе - это только Ваше решение - рожать или не рожать ребенка. Но решение понять для себя более явно, что же за этим страхом стоит, проанализировать свою установку относительно рождения детей - опять же- позволит Вам не быть в плену своих страхов, а принимать решения опираясь на свои ценности и смыслы.
Попробуйте спросить себя:
1. Что я потеряю вместе со своими страхами? (Страх замужества и рождения детей).
2. Что я приобрету, когда смогу отпустить свои страхи?
3. Представьте себе, что страх больше не сковывает Вас. Вы вольны сами принимать решения и относительно замужества и относительно рождения детей. Какой в этом случае будет Ваша жизнь? Как Вы себя при этом будете чувствовать? Что сможете себе позволить?
Буду рада ответить на вопросы.
Готова предложить Вам первую бесплатную консультацию в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна