Мне постоянно плохо. Как справиться со страхами и соматическими симптомами?

Вопрос психологу:
Добрый день! Прошу помощи, совета, как прийти в себя. Человек я довольно мнительный, даже ипохондрик. Пол года назад загнала себя в жуткое состояние, болело долгое время слева внизу живота, я очень переживала и теперь, думаю, из за того, что вовремя не смогла успокоиться состояние мое гораздо ухудшилось. Мне стало страшно выходить на улицу, я постоянно думаю, что со мной что то случится. Появилось куча симптомов, мне тяжело дышать, в теле ходит какой то спазм, то желудок сжимает, то трахею, то горло, то сердце прыгает, трахея дергается при кашле, а потом еще и сердце к ней присоединяется. В горле резкая сухость может появиться, а потом и насморк, и так же резко симптомы меняются. Мне очень страшно и я уже не знаю как я могу себе помочь. У меня отсутствие каких-либо эмоций, только раздражаюсь всегда. Я ложусь и просыпаюсь лишь с одной мыслью, что что то случится или думаю, а какой симптом у меня будит сегодня, сожмет горло или желудок. Мне совершенно некогда заниматься детьми, потому что я вечно в поисках ответа в интернет, что со мной не так. Я уже столько информации перечитала, что жить стало еще страшнее. У меня нет интереса ни к чему совершенно, я запустила себя, мне хочется только лежать или сидеть, укрывшись одеялом. Если я выхожу на улицу, то мне легче морально, если я нахожусь возле больницы или какой-нибудь клиники. Когда захожу в магазин, меня практически сразу паника охватывает, мне страшно, что я потеряю сознание. Вообще мне часто плохо лишь тогда, когда я двигаюсь. Появляется головокружение, шум в ушах и ощущение, что вся трахея переполняется воздухом, я в такой период просто хватаю, что вижу и выбегаю на улицу, где мне становится значительно лучше. Помогите мне пожалуйста, я просто не знаю как я могу себе помочь и остановить это, никакие валерианка или чаи успокоительные мне не помогают, а состояние тревожное постоянно, и эти неприятные спазмы в теле выбивают меня из колеи. Я хочу нормально жить, как и прежде, заниматься со своими детьми, а они видят постоянно раздраженную маму, больную и депрессивную. Благодарю Вас заранее.
Автор вопроса: Анна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Анна, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что соматические симптомы (учащенное сердцебиение, шум в ушах, головокружение, ощущение, что вся трахея наполнена воздухом и пр.) появились около полугода назад, после возникновения боли с левой стороны внизу живота. После этой ситуации Вы стали более мнительно относиться к своему здоровью, при этом соматические симптомы проявляются во время двигательной активности, на сколько я понимаю. И особенно обостряются, если Вы находитесь в общественном месте. При этом, как только Вы выходите на улицу - ситуация улучшается, Вам становится легче.
Прежде чем переходить к самому анализу ситуации и практическим рекомендациям предлагаю сделать небольшое упражнение, цель которого помочь снизить эмоциональную насыщенность Вашей ситуации, Ваше отождествление с тревожными мыслями.
Итак, расположить в максимально удобном, комфортном для Вас месте, где Вас никто не побеспокоит в течение 10-15 минут. Сядьте максимально удобно, оперевшись ступнями в пол. Почувствуйте, как Вам удобно и комфортно. Закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в комфортном и безопасном для Вас месте на берегу небольшого водного потока. Вы в безопасности. Вы наслаждаетесь прекрасным летним днём, слушаете шелест деревьев, слышите, как неспешный поток воды спешит прочь, унося с собой листья, которые плавно падая с деревьев, становятся его частью. Представьте, что Ваши тревожные мысли - это листья, которые попадая в потоке, уносятся прочь. Проследите, как мысли способны превращаться в листья, как хрупко они держатся на ветках и как лёгкий ветер срывает их вниз и делает частью течения, унося их прочь от Вас. Попробуйте сказать в слух: "да, я признаю, что я могу чего-то бояться, да, какая-то часть меня способна испытывать страх, но я не растворяюсь в страхе, я - больше, чем этот страх". Попробуйте отследить Ваши мысли и эмоции после этого упражнения. Что именно Вы почувствуете? Как изменится Ваше настроение?
Следующий шаг- анализ ситуации.
Могли бы, пожалуйста, более подробно рассказать о травмирующей ситуации - когда возникли боли в левой части живота- что именно произошло, что Вы предприняли? Обратились ли Вы к врачу? Какой был поставлен диагноз? Какое лечение назначено?
Сейчас очень важно понять, как именно был запущен механизм тех панических атак, которые провоцируют соматические симптомы, которые Вы описываете. Важно понять, о чем именно Вы думаете в момент перед тем, как начинается паническая атака? Какие именно мысли/образы Вас посещают? Из Вашего обращения я могу выделить две основные мысли, на которых Вы фиксируетесь и, вера в достоверность которых, запускает механизм развития панической атаки:
1. Вы боитесь, что с Вами может что-то случится, ждёте проявления новых симптомов.
2. Вы упомянули, что боитесь упасть в обморок, находясь в магазине и, выходя на улицу из общественного места, чувствуете себя лучше.
Предлагаю попробовать оценить данные мысли, отнестись к мыслям как к гипотезам, которые могут быть доказаны либо опровергнуты:
А. Каковы доказательства того, что мысль верна? Почему ситуация движения, выхода из дома потенциально несёт в себе угрозу? Как Вам кажется, каждая ли подобная ситуация может быть опасна?
Б. Приведите доказательства того, что Ваша мысль неверна.
Вспомните примеры, когда Вы находилось вне дома и с Вами все было в порядке.
В. Попробуйте найти наиболее адаптивную мысль в Вашей ситуации. К примеру: "да, я забочусь о своем здоровье, но конкретно сейчас мне ничего не грозит, со мной все в порядке, я в безопасности". Попробуйте произнести эту мысль вслух. Исследуйте свои ощущения, когда Вы произносите эту мысль. Что Вы чувствуете? Попробуйте дать этой мысли "прижиться".
Как Вам кажется, если Вы усомнитесь в правдивости тревожащих Вас мыслей, как Вы себя почувствуете? Как изменится Ваше поведение? Что будет, если Вы сможете сформировать для себя более адаптивную мысль и постепенно начнёте верить в ее достоверность?
Г. Что бы Вы посоветовали другу, который оказался в подобной ситуации?
Д. Представьте, что симптомы Вас больше не беспокоят, как бы тогда изменилась Ваша жизнь? Что Вы смогли бы впустить в Вашу жизнь? Что Вы бы потеряли и приобрели одновременно в этой ситуации, ситуации, когда Вас больше не тревожат панические атаки?
Работа с паническими атаками потребует времени, сил и усердия с Вашей стороны. И первый шаг на этом пути Вы уже сделали - обратились за помощью. Самое главное - это продолжать работу, помогать себе в восстановлении после травмирующей ситуации, анализировать свои мысли, видеть, как они влияют на Ваши эмоции и самочувствие, формулировать для себя более адаптивные утверждения, которые помогают вернуться к полноценной жизни.
Я, в свою очередь, готова ответить на Ваши вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна