Страх смерти мамы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хочу обратиться к Вам за помощью. Когда мне было 16 лет я потеряла родного старшего брата. Он умер очень неожиданно в возрасте 26 лет. Всё детство со мной был он и мама, папа ушёл от нас, когда мне было 2 года . Брат заменил мне всех. Мы жили втроём. Сейчас мы с мамой вдвоём. Брат умер в нашей квартире и первое, что я услышала это истошный крик мамы. По сей день он стоит у меня в ушах. Пятый год мама оплакивает брата также как и я. Сказать, что нам его не хватает - ничего не сказать. В следствии его смерти мама начала выпивать, и каждый день после работы выпивает примерно 300 грамм коньяка. У меня поначалу был страх за то, что она просто уйдёт. А сейчас я уже детально представляю что будет со мной. Мы живем вдвоём и я понимаю что рядом не окажется никого, кто мог бы меня прижать также как мама прижала к себе когда я увидела бездыханного брата. Все дошло до того что посреди ночи я специально шумлю чтобы услышать мамину реакцию, проверяю ее дыхание, плачу по причине и без. Меня посещают мысли, что для того чтобы не видеть как умирает она, нужно это сделать первой. Я представляю как буду каждый день видеть ее домашний халат, но не её. Пишу со слезами на глазах. Я борюсь с этим уже третий год. У мамы особых проблем со здоровьем нет. Я не могу ей сказать об этом, и никому в принципе не могу. Я переживаю вдруг с ней случится что-то по дороге домой с работы, вдруг она уснёт и не проснётся также как брат. Я не хочу «кликать» беду. Отгоняю от себя эти мысли, и на протяжении дня справляюсь прекрасно. Но ночью эти мысли меня одолевают. Я не боюсь того, что когда-то умру я, я боюсь того, что в один день не проснётся она.
Автор вопроса: Дениза Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Жарко Иркям Рушановна.
Дениза, здравствуйте. Соболезную вашей утрате. Терять близкого человека очень тяжело - это одна из самых сложных жизненных проблем.
Смерть близкого является тяжелым событием. Особенно преждевременная смерть. Проживание горя и смирение с фактом утраты требует много времени и душевных сил. К смерти близкого нельзя быть готовым и невозможно «научиться правильно горевать». Важно знать, что тяжелые жизненные события проживаются тяжело и долго. Некоторые оставляют определенные психологические «шрамы». Часто именно в результате переживания горя, скорби по ушедшему, человек способен к серьезной личной трансформации, которая может проявиться в изменении отношения к себе (меняется самооценка и система ценностей), к другим людям и вообще к жизни. Кто-то начинает больше ценить собственную жизнь и принимает решение жить продуктивно в память об ушедшем или из-за понимания того, что жизнь бывает непредсказуемой.
Все это будет. После. После того, как горе потери будет оплакано, принято и пережито.
Поэтому не спешите. Не торопите события. Дайте себе возможность прожить все стадии горя.
По поводу навязчивых мыслей страха смерти мамы.
Силой воли от таких мыслей избавиться невозможно, к сожалению. В нашем мозгу постоянно возникает большое количество мыслей и только маленькую их часть мы замечаем и осознаем. Поэтому, замечая у себя тяжелые мысли, следует их предварять фразой: «Я думаю, что у меня есть мысль ….». И далее вставлять навязчивую мысль, наблюдать за ней и позволять проплывать в сознании, как облаку в небе. Данная техника даёт возможность признавать свои тяжелые переживания, позволять им появляться и проходить.
Также будет полезно оспаривать возникающие мысли. Например, мысль: мама может не проснуться.
Оспаривание: какова вероятность, что мама не проснется? Со здоровьем мамы все хорошо,так почему же это должно случиться? Насколько часто это случается со здоровыми людьми? и т.д.
Дениза, вы пишете, что ни с кем свои переживания не обсуждаете. Это не очень хорошо. Вам необходимо выговариваться. Говорить о своих переживаниях. Признавать их существование. Есть ли в вашем окружении человек, которому вы могли бы все рассказать? Человек, который мог бы вас поддержать, выслушать?
Это позволит быстрее пережить утрату, принять свои мысли и эмоции.
Не отчаивайтесь. К сожалению, такой у нас мир. С фактом смерти рано или поздно придётся столкнуться каждому.
Берегите себя.