Мне постоянно кажется, что с ребенком что-то не так. Я зациклилась на проблеме.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. 4 года назад я забеременела, счастья было вагон. Но на узи сказали, что у ребёнка похоже будет синдром дауна, предложили сделать прерывание, мы отказались. Ждали малышку. Родилась здоровая девочка. Сначала я вглядывалась в ее лицо, нет ли признаков синдрома. В 3 месяца мы разглядели на её теле множество пигментных пятен, они не яркие, не четкие, просто какой то не равномерный окрас кожи. Как будто загорела не ровно. Начитала в интернете ужасов, начали бегать по всем врачам, сдавать кучу анализов, я каждый день плакала и находила новые пятна. Все говорили, что все в норме. Я жила в таком тревожно плаксивом состоянии больше года, потом сама не знаю как успокоилась, приняла эти пятна и даже не замечаю их уже. Когда малышке исполнилось 2 года, мы заметили, что как то у неё многовато волос на ногах для ребёнка, но не критично, сначала не заморочились, потом они становились заметнее, мы съездили к эндокринологу, тот сказал не переживать, на какое то время я успокоилось, потом их становилось все больше и больше, мы ещё много раз ездили к врачам. Сейчас ей 3 года и у неё прям довольно таки сильно волосатые ноги, и стали появляться тёмные волосы на руках, мы сдали все возможные анализы, все в норме. Но их все больше. Я каждый день плачу, не могу смотреть на неё, я очень её люблю, но я просто схожу с ума. Она дома всегда в кофте с длинным рукавом и штанишках. Я постоянно заглядываю под рукав, вижу волосы и начинаю реветь. Когда она в маечке я не могу с ней спокойно играть или заниматься, я все время смотрю на её руки. Прошу мужа её переодевать, чтобы не видеть. Это уже на грани сумасшествия. Я была готова уже смириться, я приняла на какое то время это, но когда начали расти и на руках. И вижу что их становится все больше. Она очень красивая девочка, но это все портит. Боюсь что вырастут усы. Боюсь что на неё будут пялиться. Да я сама пялюсь. Я очень хочу отпустить ситуацию, если не могу её изменить. Я плачу целыми днями. Я потеряла интерес к жизни. Я вижу что с ребёнком что то не так, она обрастает волосами как взрослая девушка, а ей 3 года, а все твердят что все нормально. Я не знаю что мне делать. Извините за сумбурный большой текст. Пишу и реву в 3 ручья. Спасибо.
Автор вопроса: Алена Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Валентина.
Дорогая Алена,
Понимаю Ваши переживания по поводу дочери, но не могу не заметить несколько важных фактов. По Вашему письму заметно, что Вы сами не принимаете свою дочь такой, какая она есть – прячете её в кофты с длинными рукавами, заглядываете под рукав и плачете… Если Вам кажется, что дочь ничего еще не понимает, спешу Вас огорчить – она всё понимает и Вы таким образом растите в ней комплексы и ощущение, что в ней есть какие-то дефекты. Она прекрасно видит, что она Вас чем-то расстраивает, но не понимает, чем, и поэтому она может расти в постоянном чувстве вины и ощущения, что с ней что-то не так. Если Вы сами смотрите на её волосы брезгливо или с отвращением – поверьте, она будет потом так же относиться сама к себе. Я понимаю, что, пряча её в кофты, Вы хотите уберечь её от насмешек и чрезмерного внимания к её недостаткам других людей. Но для ребенка самое главное – какую реакцию он вызывает у мамы и папы, и, если Вам самой неприятны её особенности – поверьте, самую большую травму ей нанесете Вы, а не посторонние люди.
Вам нужно принять дочь такой, какая она есть. Сфокусироваться не на её недостатках, а на её достоинствах. Принять мысль, что она, возможно, будет немного отличаться от других детей, но не делать из этого катастрофу. Конечно, Вам нужно продолжать поиски решения этой проблемы – обращаться к другим врачам, сдавать дополнительные анализы. Но принять и тот вариант, что, возможно, решения этой проблемы нет, и Вам придется любить и принимать дочь такой – с лишними волосами, с пятнами на теле и т.д. Понимаю, что сложно смириться с этой мыслью, но это лучшее, что Вы можете сделать для неё – выдохнуть, успокоиться и просто перестать замечать эти особенности в её внешности (особенно, при ней). Также, очень важно сделать это внутренне, а не только снаружи. Если Вы будете говорить ей, что она красивая и с ней всё в порядке, но при этом сами будете чувствовать другое – Вы будете давать ей двойные послания, что еще хуже может сказаться на психике ребенка. Поэтому, в первую очередь нужно поработать над искренним принятием ситуации.
Второе, на что я хочу обратить Ваше внимание – на Вашу тревожность. Решая проблемы с дочерью, Вы и сами себя доводите до нервного истощения, что тоже плохо, как для Вас, так и для неё. Внутренний мир ребенка строится по образу и подобию внешнего мира, а внешний мир он воспринимает через призму реакций матери. Если мать тревожная – ребенок перенимает эту модель поведения, и в будущем он будет склонен к депрессиям, фобиям, ипохондрии и паническим атакам. Поэтому, опять же, Вам нужно перестать катастрофизировать. Если Вы никак не можете повлиять на ситуацию, то единственное, что Вы можете сделать – это отпустить её.
Также, можно поработать с Вашим страхом, доведя его мысленно до абсурда. Представьте, что случилось самое страшное для Вас – например, у девочки выявили гирсутизм, у неё выросли усы или она вся покрылась волосами. Да, ситуация неприятная. Но гирсутизм лечится медикаментозно, плюс, когда она станет взрослой, она сможет прибегнуть к лазерной эпиляции, а возможно, к тому времени придумают еще кучу других способов избавления от нежелательных волос. То есть, Вам нужно продумать все варианты развития событий, вплоть до самых ужасных, но при этом для каждой из них найти решение проблемы. Это поможет Вам почувствовать контроль над ситуацией и понять, что практически из любой проблемы есть какой-то выход.
Если не получится справиться с этим состоянием самостоятельно – рекомендую обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Очень хорошо с такими проблемами работает когнитивно-поведенческая терапия.